Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста.
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 13.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы пожилых людей в современном обществе
1.1. Социально-психологическая характеристика пожилых людей
1.2. Государственные принципы по отношению к пожилым людям
1.3. Этапы становления социального обслуживания людей пожилого возраста
Глава 2. Досуг пожилых людей как проблема социально-культурной деятельности в современной России
2.1. Организация досуга и свободного времени пожилых людей
2.2. Основные реабилитационные виды досуга
2.3. Организация досуга пожилых людей на примере центра «Гармония»
Заключение
Список литературы
Кроме того, у пожилых людей уменьшаются осложнения, вызванные недостатком физической активности. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом в начале интенсивной и систематической физической активности пациентов.
Очень важна профилактическая и реабилитирующая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических заболеваний, увеличивается число людей с инвалидностью. Туризм оказывает большое влияние на оздоровление пожилых людей, так как является фактором, противодействующим гипокинезии (мало подвижному образу жизни), которая отрицательно влияет на здоровье и психику. Двигательные ограничения значительно снижают жизненные возможности, служат причиной угнетения, стресса, потери веры в себя. Спорт и туризм создают возможность устанавливать независимые и разнообразные контакты, которые помогают получить уверенную и эффективную жизненную поддержку, так необходимую пожилому человеку.
Люди, вышедшие на пенсию, могут использовать свободное время, участвуя в общественной работе, осуществляя различные социокультурные программы и проекты, в том числе и туристические. Для пожилого человека туризм предоставляет реабилитационные возможности, повышая интерес к жизни и увеличивая жизненную активность. Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются: компенсаторная, восстановительная, реабилитационная. Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом доступности для людей со специальными нуждами - все это создает равные возможности для осуществления права на отдых, для приобщения к культурным ценностям. Туризм становится стилем жизни современного человека, в том числе и многих пожилых людей.
Для эффективного использования туризма в социокультурной реабилитации пожилых людей необходимо соблюдать следующие правила:
вид туризма подбирается в зависимости от имеющихся физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывать персональный интерес, желание, финансовые возможности, место проживания, ожидаемые реабилитационные результаты;
обеспечение безопасности для туристов и окружения;
программа включает осмотр достопримечательностей;
наличие некоторой физической подготовки, психологической готовности к трудностям;
планируемые нагрузки должны быть адекватны состоянию здоровья.
Многофакторное терапевтическое воздействие туризма способствует переключению мышления на оздоровление, когда ситуация не кажется безысходной, и человек находит решение проблем. Важна и профилактическая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических заболеваний.
Стремление к активным формам проведения свободного времени способствует социальной адаптации, тогда как ориентация на пассивно-созерцательные виды досуга обуславливает понижение общего жизненного тонуса пожилых, допускает углубление их социальной изоляции. Подобная активность способствует переходу их от потребительства к производительной деятельности, к свободе выбора занятий, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.
Для правильной организации досуга и отдыха пожилым необходимо выполнить следующие требования.
Выяснить интересы пожилого человека. Пожилому пациенту нужно помочь определиться в выборе формы досуга, так как многие люди не имеют возможности разобраться в этом вопросе. Не исключено, что в силу своего положения пожилые имеют лишь ограниченные представления о формах свободного времяпрепровождения, их доступности. Прежде чем предлагать пожилому человеку какие-либо мероприятия, следует внимательно изучить интересы пациента, показать ему варианты возможных форм отдыха, посоветоваться с членами его семьи или друзьями пациента.
Основными занятиями пожилых являются физические упражнения, экскурсионный туризм, прогулки, посещение кинотеатров, театров, концертных залов, выставок, чтение книг, просмотр телепередач, встречи с родственниками и друзьями, ухаживание за растениями и животными.
Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь пациенту определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы модификации и адаптации больного для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха. Некоторые формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или пазлов развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга для лежачего больного можно рекомендовать легкую ручную работу, например, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование, написание писем (если больной к этому способен). Часто единственным и доступным для больного является чтение, что оказывает лечебное воздействие на психику больного. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. Разведение и уход за комнатными растениями является наиболее распространенным и приятным видом досуга для стариков, которые не могут выходить из дома. Мелкие домашние животные, например, птицы или кошки, могут скрасить жизнь тяжелобольного человека. Встречи с родственниками, друзьями, разговоры по телефону являются основными занятиями для больных с ограниченной подвижностью. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.
2.3. Организация досуга пожилых людей на примере центра «Гармония»
Досуговый центр для пенсионеров «Гармония» - это итог совместного российско-датского проекта по направлению «Социальное обслуживание пожилых людей».
В отремонтированном помещении для пожилых людей организован культурный досуг, занятия лечебной физкультурой, кружки рукоделия, тематические вечера и чаепития. При здании есть небольшой земельный участок, где размещается сад.
В отделении дневного пребывания есть кабинеты доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовые мастерские, кухня.
До сих пор центр «Гармония» опекал одиноких пожилых людей только на дому. 180 его подопечным, потерявшим возможность активного передвижения, социальные работники и сейчас помогают в самообслуживании. Теперь пенсионеры, сохранившие способность к передвижению, станут встречаться в отделении дневного пребывания, то есть получат возможность общения и посильной трудовой деятельности, активного образа жизни.
Центр обслуживают 30 человек профессиональных соц. работников, помимо этого в центре работают 17 добровольцев. Визитные карточки добровольцев висят на специальном стенде, вместе с благодарными отзывами посетителей.
Ежедневно центр «Гармония» посещают 18-25 человек. В центре разработаны разнообразные досуговые и оздоровительные программы для пожилых людей.
Программа «Каникулы для родителей» центра «Гармония» создана для пожилых людей и направлена на удовлетворение их эмоциональных и физических потребностей, повышение самооценки пожилого человека, признание его ценностей.
Программа предоставляет человеку возможность реализовать то, что он долго в себе «заглушал», не давая выхода своим чувствам и не придавая значения такому понятию, как «личностный рост», обращение к прошлому для того, чтобы увидеть смысл в событиях сегодняшней жизни.
Особенности выполнения программы:
Данная программа проходит на базе санатория и включает в себя комплекс медицинских услуг, психологическую поддержку и мероприятия по организации досуга.
Медицинские услуги:
наблюдение и консультации врачей (терапевт, невролог, кардиолог)
медикаментозное лечение
физеотерапевтическое лечение
Психологическая поддержка:
сопровождение отдыхающих организатором-психологом в течение всего срока пребывания в санатории
групповые и индивидуальные психотерапевтические беседы
занятия с использованием методик: арт-терапия, релаксационные методики с элементами визуализации
тренинги по межличностным отношениям
Организация досуга:
предоставление отдыхающим специально оснащенной гостиной
проведение литературных и музыкальных вечеров
предоставление фондов видео и аудиотеки
Индивидуальное обслуживание:
организация питания в номере
сопровождение на прогулку
сопровождение на лечебные процедуры
Участие в программе "Каникулы для родителей" позволит:
улучшить самочувствие и поднять потенциал психофизического здоровья и долголетия;
улучшить эмоциональное состояние;
гармонизировать взаимоотношения со своими близкими;
ликвидировать дефицит общения, получить возможность для самореализации;
приятно провести время и отдохнуть на природе.
Заключение
Итак, в результате проведенного теоретического исследования можно сформулировать следующие выводы:
Население России со второй половины XX в. начало стремительно стареть, в связи, с чем резко возросла демографическая нагрузка на трудоспособное население. Таким образом, старение общества делает в настоящее время актуальным проблему социальной активности пожилых людей, которые могут стать значительным ресурсом в экономике страны. Социальная активность пожилых людей сгруппирована в двух основных направлениях: выполнение повседневной работы в семье и удовлетворение различного рода своих интересов. Оба этих направления взаимосвязаны и способствуют сохранению позитивной самооценки, устраняют чувство ненужности, одиночества при условии, что им сопутствует материальное обеспечение, соответствующее реальному прожиточному минимуму.
Статус пожилых людей в современном российском обществе напрямую связан с предыдущим и зависит от ряда факторов: уровня образования, семейного положения, размера дохода, места проживания, занимаемого места в социально-профессиональной структуре до выхода на пенсию, прежнего статуса и престижа. Причинами снижения социально-экономического статуса пожилых людей в обществе являются прекращение трудовой деятельности, низкий уровень пенсии, отсутствие у большинства пожилых людей других источников доходов и помощи со стороны родственников; высокие расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг и медицинское обслуживание; слабая адаптация к новым условиям жизни, невозможность повысить уровень образования, невостребованность на рынке труда в связи с возрастом; слабое здоровье.
Существующий стереотип старости, когда старость рассматривается как немощность, соответственно бесполезность широко распространен в обществе и оказывает значительное влияние на самих пожилых людей, во многом определяя их активность и отношение к своей жизни на пенсии, к своим возможностям и способностям, правам и обязанностям. Необходимо формировать новый, позитивный имидж старости, определяющий пенсионеров как активную часть населения, в которой сосредоточена значительная доля невостребованного культурного и квалификационного потенциала.
Активизация социального поведения пожилых людей означает, что пожилые люди выполняют не только привычные действия, но и такие, которые основаны на расширении их самостоятельности при решении своих социальных и личных проблем. При этом развиваются такие качества личности, как способность контролировать свою жизнь, активнее участвовать в общественной жизни. Исходя их этого определены основные пути активизации социального поведения пенсионеров: среди них, во-первых, трудовая занятость, которая позволяет улучшить материальное положение, оказывать помощь детям и внукам, дает возможность общаться с коллегами по работе, является стимулом для поддержания себя в хорошем физическом состоянии, приносит удовлетворение от ощущения себя нужным и полезным человеком; во-вторых, участие в клубах для пожилых людей, которое позволяет заниматься своими увлечениями (хобби) вместе с единомышленниками; проводить активно свободное время в кругу ровесников (занятия оздоровительной физкультурой, занятия танцами, пение); регулярно встречаться с представителями власти, врачами, психологами, юристами; участвовать в совместных встречах с молодым поколением; в-третьих, участие в общественных организациях (Совет ветеранов, партия пенсионеров и др.); в-четвертых, волонтерское движение, участие в котором дает возможность избавиться от чувства собственного одиночества и невостребованности.
Список литературы
Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста».
Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. – М., 1999. – 210 с.
Антология социальной работы. Том 1. История социальной помощи в России./Сост. М.В.Фирсов. - М.: Сварогь - ИВФСПТ, 2002. – 521 с.
Антология социальной работы: сборник в 5 томах, т. 2 – М., 1999.
Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 2002, № 6, с. 52-55.
Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. №2.
Личность - семья - общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы: Материалы Международной научно-практической конференции... 1-3 июня 1993 г.. -М.: Союз, 1999. -197 с.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1997. – 156 с.
Основы социальной работы.- Москва-98, учебник, - 198 с.
Парыгин Б. Д. Социальная психология. – СПб, 1999. – 210 с.
Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной работы, Межвузовский сборник // Под ред. Н.Б.Шмелевой, Е.М.Радаева. – М., 2007. - 123 с.
Полищук Ю.И. Старение личности // Социальная и клиническая психиатрия, № 3, 1994.
Практика социальной работы: обзор основных направлений. - Энциклопедия социальной работы (перев. с англ.). - М.: Центр общечеловеческих ценностей.-1997.-т.2.-с.301-308
Практикум по социальной психологии / Под ред. Э. Пайнс и др. – СПб, 2000. – 201 с.
Психология социальной работы / Ред. М. Гулина. - СПб.: Питер, 2002. -350 с. - Библиогр.: с. 339-346. - (Учебник нового века).
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1997. – 176 с.
Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 2000. – 312 с.
Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. - СПб, 2001. – 213 с.
Семья как объект социальной работы // Основы социальной работы. — М., 1999. — с. 144-152.
Социальная педагогика: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / Ред. В.А. Никитин. - М.: Владос: Московский государственный социальный университет, 2000. -272 с. - (Учебное пособие для вузов).
Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова, - Рост на Дону: Феникс 2002. – 231 с.
Социальная работа с инвалидами. – М., 1997. - 135 с.
Социальная работа с пожилыми людьми, Учебное пособие // Под ред. Ю.В.Полянскова, Н.Б.Шмелевой, С.В.Булярского, Т.З.Биктимирова, СПб., 2006. - 211 с.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста: Сборник нормативных материалов. // Под ред. В.В.Иглина, И.С.Шабуниной, М., 2006. - 292 с.
Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л: Наука, 2007. – 200 с.
Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М.: Наука, 1999. – 301 с.
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М: Медицина, 1996. – 210 с.
Шахова С.А., Джигкаева О.В., Соловьева Н.Б. Технологии социальной работы с пожилыми людьми. – СПб., 2003. – 190 с.
Шмелева Н.Б., Донина О.И. Педагогические основы социальной работы. Учебное пособие, М., 2006. - 170 с.
Шмелева Н.Б. Социальная работа (личность и профессия). – М., 2006. – 184 с.
Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М: Владос, 1999. – 327 с.
Международная организация труда. Электронный ресурс: http://www.glossary.ru/cgi-n/gl_sch2.cgi?R1dMlmkztgwuktg9!vu,yuig9!xi9n.
Принципы организации объединенных наций в отношении пожилых людей. Электронный ресурс: http://www.hro.org/docs/ilex/un/oldster.php.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста: Сборник нормативных материалов. // Под ред. В.В.Иглина, И.С.Шабуниной, М., 2006. – с. 45.
Международная организация труда. Электронный ресурс: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R1dMlmkztgwuktg9!vu,yuig9!xi9n;
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста: Сборник нормативных материалов. // Под ред. В.В.Иглина, И.С.Шабуниной, М., 2006. – с. 46
Шахова С.А., Джигкаева О.В., Соловьева Н.Б. Технологии социальной работы с пожилыми людьми. – СПб., 2003. – с. 73
Шахова С.А., Джигкаева О.В., Соловьева Н.Б. Технологии социальной работы с пожилыми людьми. – СПб., 2003. – с.73-74.
Принципы организации объединенных наций в отношении пожилых людей. Электронный ресурс: http://www.hro.org/docs/ilex/un/oldster.php
Принципы организации объединенных наций в отношении пожилых людей. Электронный ресурс: http://www.hro.org/docs/ilex/un/oldster.php
Там же.
Психология социальной работы / Ред. М. Гулина. - СПб.: Питер, 2002. -350 с. - Библиогр.: с. 339-346. - (Учебник нового века).
Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста».
Там же.
Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. №2.
Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. №2.
Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 2002, № 6, с. 52-55.
Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. №2.
Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 2000 – с.45
Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 2000. – с.56
Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 2000. – с. 46
Социальная педагогика: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / Ред. В.А. Никитин. - М.: Владос: Московский государственный социальный университет, 2000. -272 с. - (Учебное пособие для вузов).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста: Сборник нормативных материалов. // Под ред. В.В.Иглина, И.С.Шабуниной, М., 2006. - 292 с.
Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 2000. – с. 464.
Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М.: Наука, 1999. – 301 с.
Шахова С.А., Джигкаева О.В., Соловьева Н.Б. Технологии социальной работы с пожилыми людьми. – СПб., 2003. – 190 с.
Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М.: Наука, 1999. – 301 с.
Шахова С.А., Джигкаева О.В., Соловьева Н.Б. Технологии социальной работы с пожилыми людьми. – СПб., 2003. – 190 с.
Шахова С.А., Джигкаева О.В., Соловьева Н.Б. Технологии социальной работы с пожилыми людьми. – СПб., 2003. – 190 с.
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М: Медицина, 1996. – 210 с.
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М: Медицина, 1996. – 210 с.
Там же.
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М: Медицина, 1996. – 210 с.
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М: Медицина, 1996. – 210 с.
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М: Медицина, 1996. – 210 с.
Там же.
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М: Медицина, 1996. – 210 с.
Там же.
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М: Медицина, 1996. – 210 с.
2
2.Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. – М., 1999. – 210 с.
3.Антология социальной работы. Том 1. История социальной помощи в России./Сост. М.В.Фирсов. - М.: Сварогь - ИВФСПТ, 2002. – 521 с.
4.Антология социальной работы: сборник в 5 томах, т. 2 – М., 1999.
5.Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 2002, № 6, с. 52-55.
6.Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. №2.
7.Личность - семья - общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы: Материалы Международной научно-практической конференции... 1-3 июня 1993 г.. -М.: Союз, 1999. -197 с.
8.Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1997. – 156 с.
9.Основы социальной работы.- Москва-98, учебник, - 198 с.
10.Парыгин Б. Д. Социальная психология. – СПб, 1999. – 210 с.
11.Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной работы, Межвузовский сборник // Под ред. Н.Б.Шмелевой, Е.М.Радаева. – М., 2007. - 123 с.
12.Полищук Ю.И. Старение личности // Социальная и клиническая психиатрия, № 3, 1994.
13.Практика социальной работы: обзор основных направлений. - Энциклопедия социальной работы (перев. с англ.). - М.: Центр общечеловеческих ценностей.-1997.-т.2.-с.301-308
14. Практикум по социальной психологии / Под ред. Э. Пайнс и др. – СПб, 2000. – 201 с.
15.Психология социальной работы / Ред. М. Гулина. - СПб.: Питер, 2002. -350 с. - Библиогр.: с. 339-346. - (Учебник нового века).
16.Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1997. – 176 с.
17.Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 2000. – 312 с.
18.Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. - СПб, 2001. – 213 с.
19.Семья как объект социальной работы // Основы социальной работы. — М., 1999. — с. 144-152.
20.Социальная педагогика: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / Ред. В.А. Никитин. - М.: Владос: Московский государственный социальный университет, 2000. -272 с. - (Учебное пособие для вузов).
21.Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова, - Рост на Дону: Феникс 2002. – 231 с.
22.Социальная работа с инвалидами. – М., 1997. - 135 с.
23.Социальная работа с пожилыми людьми, Учебное пособие // Под ред. Ю.В.Полянскова, Н.Б.Шмелевой, С.В.Булярского, Т.З.Биктимирова, СПб., 2006. - 211 с.
24.Социальное обслуживание граждан пожилого возраста: Сборник нормативных материалов. // Под ред. В.В.Иглина, И.С.Шабуниной, М., 2006. - 292 с.
25.Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л: Наука, 2007. – 200 с.
26.Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М.: Наука, 1999. – 301 с.
27.Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М: Медицина, 1996. – 210 с.
28.Шахова С.А., Джигкаева О.В., Соловьева Н.Б. Технологии социальной работы с пожилыми людьми. – СПб., 2003. – 190 с.
29.Шмелева Н.Б., Донина О.И. Педагогические основы социальной работы. Учебное пособие, М., 2006. - 170 с.
30.Шмелева Н.Б. Социальная работа (личность и профессия). – М., 2006. – 184 с.
31.Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М: Владос, 1999. – 327 с.
32.Международная организация труда. Электронный ресурс: http://www.glossary.ru/cgi-n/gl_sch2.cgi?R1dMlmkztgwuktg9!vu,yuig9!xi9n.
33.Принципы организации объединенных наций в отношении пожилых людей. Электронный ресурс: http://www.hro.org/docs/ilex/un/oldster.php.
Вопрос-ответ:
Почему важно изучать социально психологическую характеристику людей пожилого возраста?
Изучение социально психологической характеристики людей пожилого возраста позволяет лучше понять их потребности и проблемы, а также способствует разработке эффективных программ и услуг для поддержки и улучшения их качества жизни.
Какие принципы государство применяет в отношении пожилых людей?
Государство применяет принципы гуманности, защиты прав и интересов пожилых людей, обеспечения им доступа к медицинскому, социально-экономическому и культурному обслуживанию, а также гарантии участия пожилых людей в принятии решений, касающихся их жизни и благополучия.
Какие этапы становления социального обслуживания людей пожилого возраста существуют?
Существуют три этапа становления социального обслуживания людей пожилого возраста. Первый этап - это появление форм организации досуга пожилых людей. Второй этап - это организация системы социального обслуживания для пожилых людей с учетом их потребностей и специфических характеристик. Третий этап - это создание сети учреждений и организаций, которые предоставляют различные услуги и программы для поддержки пожилых людей.
Как организуется досуг и свободное время пожилых людей?
Организацией досуга и свободного времени пожилых людей занимаются специальные учреждения и организации, которые предлагают различные виды активностей и программ. Это могут быть кружки, клубы, спортивные секции, творческие студии, экскурсионные группы и другие формы досуговой деятельности.
Какая проблема связана с досугом пожилых людей в современной России?
Проблема связана с недостаточным количеством доступных и разнообразных программ и услуг для пожилых людей. Также существует проблема социальной изоляции и ограниченности возможностей участия в досуговых мероприятиях.
Какие аспекты проблемы пожилых людей включает в себя социально-психологическая характеристика?
Социально-психологическая характеристика пожилых людей включает в себя анализ их социального статуса, психологических особенностей, уровня самооценки, возможности удовлетворения потребностей и т.д. Она помогает понять, какие проблемы и потребности возникают у пожилых людей, а также какие меры могут быть приняты для их социальной поддержки и интеграции в общество.
Какие принципы государства существуют по отношению к пожилым людям?
Государство придерживается принципов гуманизма, социальной защиты, индивидуализации и комплексного подхода по отношению к пожилым людям. Это означает, что государство стремится обеспечить гарантии социально-экономической защиты пожилых людей, создать условия для их активного участия в общественной жизни, учесть индивидуальные потребности и особенности пожилых людей.
Какие этапы можно выделить в становлении социального обслуживания людей пожилого возраста?
Становление социального обслуживания людей пожилого возраста прошло через несколько этапов. На ранних этапах акцент делался на материальной помощи и медицинском уходе за пожилыми людьми. Позже появилось понимание необходимости развития социальных услуг, таких как помощь в быту, досуговые и культурные мероприятия. Сегодня социальное обслуживание пожилых людей стремится обеспечить комплексную поддержку, включающую в себя как материальную помощь, так и социально-психологическую поддержку.