Международно-правовые аспекты организации местного самоуправления в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 26 26 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 14.11.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Понятие и международно-правовое регулирование местного самоуправления
1.1. Понятие местного самоуправления в международном праве
1.2. Международно-правовое регулирование местного самоуправления
Глава 2. Международные гарантии местного самоуправления
2.1. Организация местного самоуправления
1.2. Международные гарантии местного самоуправления
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Такое разделение является основой для распределения собственности и финансов между уровнями власти, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления объем собственности и финансовых ресурсов муниципалитетов должен соответствовать объему полномочий местного самоуправления. Это позволит разграничить ответственность государства и местного самоуправления за решение того либо иного вопроса.
Не менее важной гарантией местного самоуправления является гарантия финансовой самостоятельности. Эффективность деятельности местного самоуправления напрямую зависит от финансовых средств, достаточных как для решения местных проблем, так и для эффективного участия в реализации общегосударственной политики в сфере социального и экономического развития.
Правовое регулирование местных финансов в странах - членах Европейского Союза, в первую очередь, осуществляется статьей 9 Европейской хартии местного самоуправления, которая устанавливает общие требования к организации местных финансов.
Исходя из установленных Европейской хартией местного самоуправления положений, существуют четыре основных источника финансирования деятельности органов местного самоуправления. К ним относятся местные налоги и сборы, субсидии центрального правительства или (в федеративных государствах) органов власти субъектов федерации, местные займы, отчисления в местные бюджеты от налогов, поступающих центральному правительству. Иные способы наполнения местных бюджетов играют достаточно незначительную роль (к ним относятся штрафы, пени, прибыль от реализации муниципальной собственности и др.).
Международное право гарантирует также право на межмуниципальное сотрудничество.
Возможность осуществления межмуниципального сотрудничества предусмотрена в ст. 10 Хартии, в которой определено, что органы местного самоуправления имеют право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциации с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес, а также сотрудничать с органами местного самоуправления других государств на условиях, устанавливаемых законом.
Европейская хартия местного самоуправления также гарантирует право на судебную защиту органов местного самоуправления. Указанное право используется местным самоуправлением для обеспечения свободного осуществления своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.
Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления содержит основные гарантии местного самоуправления, соблюдение которых позволяет говорить о достаточной самостоятельности и эффективности местного самоуправления.












Заключение


Проведанный анализ международно-правовых аспектов организации местного самоуправления позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Как видно, в Хартии под местным самоуправлением в первую очередь понимается деятельность органов местного самоуправления в решении государственных дел, в то время как российский Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчеркивает именно участие населения в решении вопросов местного значения.
Обращают на себя внимание ряд важных отличий. Если в определении Хартии речь идет только о праве на местное самоуправление (то есть оно может и не использоваться), то, исходя из смысла российского Закона, местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется обязательно и гарантируется Конституцией. Кроме того, Хартия говорит о регламентировании органами местного самоуправления государственных дел, в то время как в российском законодательстве ряд вопросов отнесены именно к вопросам местного значения, то есть уже как бы не являются государственными.
Можно выделить и еще одно достаточно принципиальное отличие. Исходя из смысла Хартии местное самоуправление в европейских странах осуществляется только органами местного самоуправления (что, кстати, не совпадает с истинным положением дел), в то время как в Российской Федерации непосредственно населением.
Не смотря на имеющиеся различия в понимании «местного самоуправления» международные нормы устанавливает ряд общеобязательных гарантий местного самоуправления, признаваемых и защищаемых и в Российской Федерации. Основополагающими среди них являются организационная самостоятельность, достаточное финансовое обеспечение, право на судебную защиту и другое гарантии. Соблюдение указанных гарантий позволит вывести местное самоуправление Российской Федерации по организации и защищенности на международный уровень.



















Список использованных источников и литературы

Нормативные акты

Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 36. - Ст. 4466.
Модельный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (принят постановлением на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 6 декабря 1997 г. № 10-17) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. - 1998. - № 16. – Ст. 29.
Модельный закон «Об общих принципах и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. № 20-11) // Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. - 2003. - № 30. – Ст. 32.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

Литература

Асанауков Б.Д. Местное самоуправление через призму Европейской хартии местного самоуправления // Городской альманах. Выпуск 4 / науч. ред. Г.Ю. Ветров. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. – С. 126-132.
Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. – 2007. - № 7. –С. 29-32.
Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. - Обнинск, 1995. – 326 с.
Дементьев А. Местное самоуправление как один из уровней осуществления публичной власти // Муниципальная политика. – 2000. - № 10. - С. 20-24.
Дитятковский М.Ю. О предметах ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления // Журнал российского права. – 2007. - № 11. – С. 28-31.
Дмитриев Ю.А., Тарасов О.Ю. Европейская Хартия местного самоуправления и муниципальное право Российской Федерации. - М.: Манускрипт, 1998. – 186 с.
Евдокимов А.С., Сергун П.П. Понятие и основные теории местного самоуправления // Актуальные проблемы преподавания современного административного права: теория, практика, методика: Материалы научно-методического семинара. - М., 2010. - С. 22-34.
Евстигнеев А.М. Европейская хартия местного самоуправления как один из основополагающих элементов системы нормативно-правового регулирования в сфере организации местного самоуправления // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности. - 2010. - № 3. - С. 49-53.
Елеонский В.О. Особенности организации местного самоуправления в России и защита прав граждан // Гражданин и право. – 2011. - № 6. – С. 38-41.
Кузнецов А.А. О некоторых вопросах организации и деятельности местного самоуправления в зарубежных странах: Философия. Право. Экономика // Синтез: Философия. Право. Экономика. - 2004. - № 2 (5). - С. 67-69.
Пешин Н.Л. Правовое регулирование местного самоуправления: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - № 8. - С. 48-50.
Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. - Саратов: ПАГС, 2008. – 386 с.
Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М.: Норма, 2010. – 638 с.
















Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. - Обнинск, 1995. - С. 232.
Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М.: Норма, 2010. - С. 16.
Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. - Саратов: ПАГС, 2008. - С. 32
Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. - Саратов: ПАГС, 2008. - С. 66.
Евдокимов А.С., Сергун П.П. Понятие и основные теории местного самоуправления // Актуальные проблемы преподавания современного административного права: теория, практика, методика: Материалы научно-методического семинара. - М., 2010. - С. 22.
Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 36. - Ст. 4466.
Пешин Н.Л. Правовое регулирование местного самоуправления: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - № 8. - С. 49.
Асанауков Б.Д. Местное самоуправление через призму Европейской хартии местного самоуправления // Городской альманах. Выпуск 4 / науч. ред. Г.Ю. Ветров. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. – С. 126.
Евстигнеев А.М. Европейская хартия местного самоуправления как один из основополагающих элементов системы нормативно-правового регулирования в сфере организации местного самоуправления // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности. - 2010. - № 3. - С. 49.
Модельный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (принят постановлением на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 6 декабря 1997 г. № 10-17) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. - 1998. - № 16. – Ст. 29.
Модельный закон «Об общих принципах и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. № 20-11) // Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. - 2003. - № 30. – Ст. 32.
Дмитриев Ю.А., Тарасов О.Ю. Европейская Хартия местного самоуправления и муниципальное право Российской Федерации. - М.: Манускрипт, 1998. – С. 38.
Дементьев А. Местное самоуправление как один из уровней осуществления публичной власти // Муниципальная политика. – 2000. - № 10. - С. 20.
Елеонский В.О. Особенности организации местного самоуправления в России и защита прав граждан // Гражданин и право. – 2011. - № 6. – С. 38.
Кузнецов А.А. О некоторых вопросах организации и деятельности местного самоуправления в зарубежных странах: Философия. Право. Экономика // СинтеЗ: Философия. Право. Экономика. - 2004. - № 2 (5). - С. 67.
Елеонский В.О. Особенности организации местного самоуправления в России и защита прав граждан // Гражданин и право. – 2011. - № 6. – С. 38.
Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. – 2007. - № 7. –С. 29.
Дитятковский М.Ю. О предметах ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления // Журнал российского права. – 2007. - № 11. – С. 28.









27


1.Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 36. - Ст. 4466.
2.Модельный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (принят постановлением на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 6 декабря 1997 г. № 10-17) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. - 1998. - № 16. – Ст. 29.
3.Модельный закон «Об общих принципах и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. № 20-11) // Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. - 2003. - № 30. – Ст. 32.
4.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

Литература

5.Асанауков Б.Д. Местное самоуправление через призму Европейской хартии местного самоуправления // Городской альманах. Выпуск 4 / науч. ред. Г.Ю. Ветров. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. – С. 126-132.
6.Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. – 2007. - № 7. –С. 29-32.
7.Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. - Обнинск, 1995. – 326 с.
8.Дементьев А. Местное самоуправление как один из уровней осуществления публичной власти // Муниципальная политика. – 2000. - № 10. - С. 20-24.
9.Дитятковский М.Ю. О предметах ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления // Журнал российского права. – 2007. - № 11. – С. 28-31.
10.Дмитриев Ю.А., Тарасов О.Ю. Европейская Хартия местного самоуправления и муниципальное право Российской Федерации. - М.: Манускрипт, 1998. – 186 с.
11.Евдокимов А.С., Сергун П.П. Понятие и основные теории местного самоуправления // Актуальные проблемы преподавания современного административного права: теория, практика, методика: Материалы научно-методического семинара. - М., 2010. - С. 22-34.
12.Евстигнеев А.М. Европейская хартия местного самоуправления как один из основополагающих элементов системы нормативно-правового регулирования в сфере организации местного самоуправления // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности. - 2010. - № 3. - С. 49-53.
13.Елеонский В.О. Особенности организации местного самоуправления в России и защита прав граждан // Гражданин и право. – 2011. - № 6. – С. 38-41.
14.Кузнецов А.А. О некоторых вопросах организации и деятельности местного самоуправления в зарубежных странах: Философия. Право. Экономика // Синтез: Философия. Право. Экономика. - 2004. - № 2 (5). - С. 67-69.
15.Пешин Н.Л. Правовое регулирование местного самоуправления: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - № 8. - С. 48-50.
16.Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. - Саратов: ПАГС, 2008. – 386 с.
17.Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М.: Норма, 2010. – 638 с.

Вопрос-ответ:

Что такое местное самоуправление в международном праве?

Местное самоуправление в международном праве означает право и возможность жителей определенной территории участвовать в принятии решений, касающихся жизни и развития своего сообщества.

Какое международное правовое регулирование существует в области местного самоуправления?

В области местного самоуправления существует ряд международных документов, включая Конвенцию о правах ребенка, Европейскую хартию местного самоуправления, Конвенцию о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей и многие другие.

Какие организационные аспекты включает в себя местное самоуправление?

Местное самоуправление включает в себя организацию выборов местных представителей, установление правил и процедур принятия решений на местном уровне, а также создание и функционирование органов местного самоуправления.

Какие международные гарантии существуют в области местного самоуправления?

Международные гарантии местного самоуправления включают в себя право на участие в принятии решений на местном уровне, обеспечение достаточных полномочий и финансовых ресурсов местным органам самоуправления, а также защиту от вмешательства внешних властей.

Какие источники можно использовать для изучения международно правовых аспектов местного самоуправления?

Для изучения международно правовых аспектов местного самоуправления можно использовать различные источники, включая международные договоры, конвенции, резолюции организаций, занимающихся правами человека, а также национальное законодательство стран.

Какое понятие имеет местное самоуправление в международном праве?

В международном праве местное самоуправление определяется как право и способность местного населения эффективно управлять своими делами и принимать решения в рамках своих компетенций.

Какое международно-правовое регулирование существует для местного самоуправления в России?

Международно-правовое регулирование для местного самоуправления в России осуществляется через ратификацию и реализацию различных документов, таких как Европейская хартия местного самоуправления, которая была ратифицирована Россией в 1998 году.

Какие международные гарантии существуют для организации местного самоуправления?

Международные гарантии для организации местного самоуправления включают в себя принципы, такие как равноправие, децентрализация, свобода выбора представителей местного населения, финансовая автономия и правовая защита интересов местных органов власти.

Как организуется местное самоуправление в России?

Местное самоуправление в России организуется через избрание представителей местных органов власти, которые осуществляют управление территорией и принимают решения по вопросам, связанным с местными интересами и потребностями населения.

Какие международные гарантии существуют для местного самоуправления?

Международные гарантии для местного самоуправления включают в себя принципы, такие как свобода и независимость местных органов власти, правовая защита и поддержка со стороны центрального правительства, и обеспечение финансовой автономии для местных органов власти.

Что такое местное самоуправление в международном праве?

Местное самоуправление в международном праве - это осуществление власти и управления на местном уровне в рамках законодательства и с учетом интересов населения данного региона. Международные нормы признают важность местного самоуправления и обязывают государства обеспечивать его правовой статус и независимость.