Общественные блага: сущность, виды, проблема "зайца"
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 02.07.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СВОЙСТВА
ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ
2. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА
НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
3. ВИДЫ ОБЩЕСТВЕНЫХ БЛАГ
4. МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЪЕМА
ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ В ЭКОНОМИКЕ
5. ПРОБЛЕМА «ЗАЙЦА» В ЭКОНОМИКЕ
6. НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Результатом существования проблемы безбилетника («зайца») производство общественных благ оказывается ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой и терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство.
В экономической теории имеется целый ряд моделей, в которых делается попытка предложить механизм для решения проблемы «зайца» . Любой из этих механизмов следует оценивать с точки зрения трех критериев:
общественное благо должно предоставляться в парето-оптимальном объеме,
выявление истинных предпочтений должно быть в интересах самих индивидов;
затраты на предоставление общественного блага должны быть равны совокупным выплатам индивидов на эти цели.
Наиболее известны два подхода – модель Линдаля и налог Кларка.
В модели Линдаля индивиды договариваются о расходах на предоставление общественного блага и о доле каждого в этих расходах. В условиях равновесия (его в свою очередь называют равновесием по Линдалю) цены устанавливаются на таких уровнях, что все индивиды предъявляют спрос на одно и то же количество общественного блага, которое и является оптимальным объемом его предоставления. Речь, по сути, идет об имитации действия рыночного механизма, но цены Линдаля (так называемые налоговые цены), конечно же, не являются ценами реального рынка – они представляют собой доли от общей величины налогового сбора на финансирование общественного блага, которую должны внести отдельные индивиды.
Модель Линдаля показывает, каким образом добровольный обмен и система цен (в специфической форме налоговых цен) приводят к принятию решений об оптимальном объеме предоставления общественного блага. Свою модель Линдаль формулировал как нормативную, а равновесие называл фискальным оптимумом. Далее он сравнивал реальную политическую систему с моделью, определяя природу и направление отклонений от фискального оптимума.
Конечно же, модель Линдаля не решает проблему «зайца». В ней предполагается, что, сталкиваясь с определенной налоговой ставкой, индивид выявит свои истинные предпочтения, но сущность проблема «зайца» как раз и состоит в том, что для потребителя может быть выгодно дезинформировать общество о своих предпочтениях. Кроме того, нет никакой гарантии, что даже при соблюдении очень жесткой предпосылки о равной силе индивидов в процессе переговоров переговоры будут продуктивными и стороны придут к какому-то решению.
Налог Кларка позволяет создать механизм, делающий поведение «зайца» невыгодным и заставляющий индивидов выявлять свои истинные предложения. Допустим, что три жителя какого-то поселка решают вопрос о выборе между строительством библиотеки или спортзала (затраты на их строительство одинаковые). Каждому из жителей задают вопрос, сколько он готов был бы заплатить за сооружение того или иного объекта. На основе суммы «готовности платить» делается выбор между библиотекой или спортзалом и определяется величина налога Кларка. Налог Кларка для конкретного жителя равен изменению благосостояния остальных жителей, которое произошло бы, если бы данный индивид не принимал участие в голосовании.
Несмотря на значительную теоретическую ценность модели Линдалю и налога Кларка решения проблемы «зайца» в принципе не существует. Поэтому принципиальная невозможность избавления от «зайцев» приводит к выводу о необходимости вмешательства государства в предоставление и финансирование общественных благ. Принудительный характер налогообложения может быть оправдан выгодой индивидов от потребления общественного блага, которую они не могли бы получить при отсутствии государственного вмешательства.
6. НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА
И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
Неэффективность рыночного механизма рассматривается в современной экономической теории через понятие провалов (фиаско) рынка.
«Провалы» (фиаско) рынка представляют собой проявление неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.
«Провалы» рынка имеют место в следующих ситуациях:
монополия;
несовершенная (асимметричная) информация;
внешние эффекты.
Во всех этих случаях, когда рыночный механизм оказывается неэффективным, на помощь приходит государство. Пытаясь решить эти проблемы, оно осуществляет антимонопольную политику, проводит социальное страхование трудящихся, ограничивает производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулирует производство благ с положительными внешними эффектами. Все эти государственные меры составляют как бы нижнюю границу государственного вмешательства в экономику. Однако в современном мире экономические функции государства оказываются значительно шире. Государство развивает инфраструктуру, платит пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и т. д. При этом лишь часть этих государственных услуг обладает свойствами чистых общественных благ. Большинство же их них потребляются не коллективно, а индивидуально. В этом случае говорят о смешанных общественных благах.
Заключение
По результатам рассмотрения сущности и видов общественных благ, а также проблемы «зайца» можно сделать следующие основные выводы:
общественное благо представляет собой такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет;
общественное благо характеризуется двумя свойствами: неконкурентоспособностью (или неизбирательностью), означающей, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других; и неисключаемости, когда ни один человек не может быть исключен из потребления блага, даже если он и отказывается за него платить, то есть общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает потреблять оно становится доступным для всех;
в отличие от совокупного спроса частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса) совокупный спрос общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема);
объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики;
в экономической теории выделяют три вида общественных благ: общенациональные общественные блага; местные (локальные) общественные блага; и квазиобщественные (квазигосударственные) общественные блага
особенности общественных благ порождает так называемую проблему безбилетника или «зайца», заключающуюся в невозможности производителя общественного блага (положительной экстерналии) получить плату за него с тех, кто извлекает выгоду от использования указанного блага в силу того, что принцип исключения в данном случае оказывается неприменим;
причинами возникновения проблемы «зайцев» является как элементарная непорядочность отдельных граждан, так и отсутствие у них полной информации о рынке, а также высокие затраты на сбор платы за каждое отдельное общественное благо в сравнении с унифицированным налогообложением и ряд других причин, вызывающих высокие транзакционные затраты;
результатом существования проблемы безбилетника («зайца») производство общественных благ оказывается ниже эффективного; рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой и терпит фиаско; исправить «провалы» рынка помогает государство;
попытки предложить решение модели «зайца» содержаться в модели Линдаля и действии налогов Кларка.
Список используемой литературы
Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник. – М.: Юнити, 1997. – 767 с.
Гордин В. Э., Хорева Л. В., М. М. Хайкин. Экономика общественного и неприбыльного сектора: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУЭФ, 1998. – 127 с.
Ивашковский С. Н. Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2007. – 582 с.
Симкина Л. Г., Корнейчук Б, В. Микроэкономика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.
Тарасевич Л. С., Гальперин В. М. Гребенников П. И., Леусский А. И. и др. Микроэкономика: Учебник / Под ред. Л. С. Тарасевича. – СПб.: СПбГУЭФ, 1999. – 458 с.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: Велби, 2006. – 541 с.
Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник. – М.: Юнити, 1997. – С. 530.
Гордин В. Э., Хорева Л. В., М. М. Хайкин. Экономика общественного и неприбыльного сектора: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУЭФ, 1998. – С. 68.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: Велби, 2006. – С. 297.
Ивашковский С. Н. Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2007. – С. 349.
Симкина Л. Г., Корнейчук Б, В. Микроэкономика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2003. – С. 401.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: Велби, 2006. – С. 302.
Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник. – М.: Юнити, 1997. – С. 539.
2
2.Гордин В. Э., Хорева Л. В., М. М. Хайкин. Экономика общественного и неприбыльного сектора: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУЭФ, 1998. – 127 с.
3.Ивашковский С. Н. Экономика для менеджеров. Микро- и макро-уровень: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2007. – 582 с.
4.Симкина Л. Г., Корнейчук Б, В. Микроэкономика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.
5.Тарасевич Л. С., Гальперин В. М. Гребенников П. И., Леусский А. И. и др. Микроэкономика: Учебник / Под ред. Л. С. Тарасевича. – СПб.: СПбГУЭФ, 1999. – 458 с.
6.Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: Велби, 2006. – 541 с.
Вопрос-ответ:
Что такое общественные блага?
Общественные блага - это товары или услуги, которые предоставляются обществу в целом и не могут быть исключены из потребления. Они являются неконкурентными и доступны для всех членов общества.
Какие особенности определения совокупного спроса на общественные блага?
Определение совокупного спроса на общественные блага сложно из-за отсутствия рыночной цены и свободного выбора потребителей. Совокупный спрос зависит от коллективных предпочтений и потребностей общества в целом.
Какие виды общественных благ существуют?
Существуют два основных вида общественных благ: частные блага, которые ограничены в доступе и могут быть исключены из потребления (например, частный дом); и общественные блага, которые доступны для всех и невозможно исключить из потребления (например, парка или военной защиты).
Как определяется эффективный объем производства общественных благ в экономике?
Определение эффективного объема производства общественных благ в экономике основывается на балансе между совокупным спросом и совокупным предложением. Он может быть определен путем анализа экономической эффективности и социальной значимости конкретного общественного блага.
Что такое проблема зайца в экономике?
Проблема зайца в экономике возникает, когда некоторые люди пользуются общественными благами, не внося взносов или платы за их использование. Это приводит к перераспределению ресурсов от тех, кто платит за общественные блага, к тем, кто их не оплачивает, что может вызвать неэффективное использование ресурсов и ухудшение качества предоставляемых услуг.
Что такое общественные блага?
Общественные блага - это товары или услуги, которые предоставляются государством или обществом и приносят пользу всему обществу. Они обладают такими свойствами, как неисчерпаемость и невозможность исключения от их использования.
Как определить совокупный спрос на общественные блага?
Определение совокупного спроса на общественные блага является сложной задачей. Это зависит от множества факторов, включая потребности и предпочтения населения, экономическую ситуацию в стране, доступность и качество предоставляемых услуг. Определение можно провести путем проведения опросов, анализа статистических данных и консультаций с экспертами в соответствующих областях.
Какие виды общественных благ существуют?
Существует несколько видов общественных благ. К ним относятся образование, здравоохранение, культура, защита окружающей среды и многое другое. Все эти блага являются важными для общества и способствуют развитию его членов и улучшению качества жизни.
Как определить эффективный объем производства общественных благ?
Определение эффективного объема производства общественных благ - это сложная задача, которая требует балансирования между потребностями общества и доступными ресурсами. Необходимо учитывать факторы, такие как стоимость производства, эффективность использования ресурсов и предпочтения населения. Это можно сделать путем проведения экономических расчетов и анализа спроса на конкретные виды общественных благ.
В чем заключается проблема зайца в экономике?
Проблема зайца в экономике состоит в том, что производство общественных благ не всегда может быть организовано на коммерческой основе. Из-за отсутствия четкого рыночного спроса или возможности исключения от использования, их производство и распределение могут оказаться неэффективными. Это может привести к недостаточному предложению общественных благ или нерациональному использованию ресурсов.
Что представляют собой общественные блага? Какие у них свойства?
Общественные блага - это товары или услуги, которые не могут быть легально исключены из потребления и которыми могут пользоваться все члены общества одновременно. Они обладают двумя важными свойствами: неисключаемостью и неисчерпаемостью. Неисключаемость означает, что невозможно запретить или исключить кого-либо из использования общественного блага, даже если он не участвовал в его производстве или оплате. Неисчерпаемость означает, что использование общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других людей.