Конкурентноспособность военно-технического комплекса России в международном бизнесе
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 23.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Ключевые характеристики конкурентоспособности
Глава 2. Военно-технический комплекс России и его роль в международном бизнесе
Заключение
Список использованных источников и литературы
Вместо того чтобы разрабатывать новое оружие, научная элита оборонной отрасли сконцентрировалась на модернизации поздних советских разработок под потребности иностранных заказчиков. Например, для Индии АВПК «Сухой» сделал истребитель Су-30МКИ, для Китая - Су-30МКК, а для Малайзии сейчас делается Су-30МКМ. Все эти модели, по сути, представляют собой модификации истребителя четвертого поколения Су-27, созданного еще в 80-е годы ХХ века, а начало разработки проекта произошло еще в 60-е годы.
В отличие американских и европейских оборонных корпораций российские предприятия ориентированы на внешний рынок вместо внутреннего рынка сбыта.
В России после развала СССР ни одной системы вооружений нового поколения так и не появилось. Увеличившийся за последний год с 3,9 до 4,8 млрд. рублей государственный оборонный заказ российскому ВПК не достался. Все эти средства практически полностью были либо потрачены на содержание армии, либо освоены ремонтными заводами Министерства обороны без существенного эффекта. Совершенно очевидно, что средств от экспорта на создание новых образцов военной техники России не хватит. Так, разработка истребителя пятого поколения требует 7-8 млрд. долларов, новой атомной подлодки – 8-10 млрд. долларов, а нового авианосца – 10-12 млрд. долларов.
Сегодня становится ясно, что в среднесрочной и долгосрочной перспективах российские предприятия будут вытеснены в условиях конкуренции с мирового рынка совсем западными конкурентами.
По итогам 2004 года экспорт оружия из России преодолел рубеж в 6 млрд. долларов. Только за первые шесть месяцев этого года государственный посредник «Рособоронэкспорт» продал за границу военной техники на 3 млрд. долларов.
В последние годы стало наблюдаться сокращение количества заказов со стороны внешних партнеров, что почувствовал на «Рособоронэкспорт», чье количество заказов уже снизилось. В 2002-2004 годах их сократилось с 13,5 до 12 млрд. долларов.
В российском руководстве уже происходит осознание данной проблемы, поэтому генеральный директор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов публично заявил о производственных амбициях государственной компании. По словам Чемезова, возглавляемая им компания сама будет заниматься производством вооружений и военной техники, покупать пакеты акций оборонных предприятий России. Экспансия государственного посредника в оборонную промышленность началась с покупки в 2003 году компании «Оборонительные системы-Инвест», контролирующей КБ «Кунцево» и Московский радиотехнический завод. На эти два предприятия приходится примерно 40% всех работ по выпуску систем С-300. А в 2004 году Сергей Чемезов начал формирование холдинга «Вертолеты Ми», в который будут переданы блокирующие пакеты акций разработчика милевских машин МВЗ имени Миля и трех серийных вертолетных заводов в Улан-Удэ, Казани и Ростове-на-Дону. В ближайших планах «Рособоронэкспорта» приобретение Курганмашзавода, выпускающего БМП, и установление контроля над ковровским Заводом имени Дегтярева.
Эксперты уже назвали подобные действия «Рособоронэкспорта» стремлением воссоздать военно-промышленный комплекс, существовавший еще в бытность Советского Союза, что является недальновидным, так как того, что выдержать конкуренцию со стороны западных компаний, нужно в значительной степени укрепить свои позиции на мировом рынке вооружений, для чего ВПК РФ следует разработать четкую стратегию развития и программу реструктуризации. На данный момент этого не сделано.
Заключение
В целом, в литературе, посвященной проблеме конкурентоспособности присутствуют три основных подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.
Эти подходы важны не только для разработки планов и стратегий конкурентной борьбы, но и несут ключевое значение при анализе конкурентов. Военно-промышленный комплекс Российской Федерации в настоящее время переживает не кризис, но трудные времена. Величина государственного заказа минимальна, которая сопровождается растущим с каждым годом дефицитом финансирования.
Это привело к тому, что вооружения и военная техника, производимая на российских оборонных предприятиях идет на экспорт. Основными потребителями выступают развивающиеся страны, в основном азиатские, африканские и латиноамериканские.
Серьезной проблемой в настоящее время для ВПК России является отсутствие внимание со стороны военно-технических и оборонных предприятий к новым разработкам. Так, сегодня эти заводы продают оружие и технику, которая начала разрабатываться еще в советские годы и сегодня в значительной степени устарела.
Поэтому можно констатировать, что в среднесрочной и долгосрочной перспективах российский военно-промышленный комплекс и вся оборонная отрасль страны могут потерять своих клиентов даже в развивающихся странах, так как они будут вытеснены западными конкурентами, которые в свою очередь активно занимаются новыми разработками. Эта тенденция в последние годы уже начала реализовываться – количество заказов в «Рособоронэкспорт» снижается.
Таким образом, в настоящее время крайне актуально для ВПК РФ разработать адекватную стратегию и программу своего развития в будущем.
Список использованных источников и литературы
Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом/ 2005. №1 // URL: http://www.mavriz.ru/articles/2005/1/3548.html
Военно-промышленный комплекс // Отраслевой обзор, ЗАО «РосБизнесКонсалтинг» // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/142636.html
Военно-промышленный курьер. 2005. 21 февраля.
Новожилов И.С. Оценка конкурентоспособности предприятий черной металлургии, на примере ОАО «НТМК» и ОАО «ММК» // URL: http://ntpg.tagil.ru/blackmetal/index.php?cat=5&pages=0
Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М., 2005. 715 с.
Российское авиационно-космическое агентство // URL: http://www.rosaviakosmos.ru/
Российское агентство по боеприпасам // URL: http://www.munition.gov.ru/
Российское агентство по обычным вооружениям // URL: http://www.rosprom.gov.ru/
Российское агентство по судостроению // URL: http://shipbuilding.ru/rus/information/industry/ag/
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2005. 448 с.
Фомбан Ч. Дж. Стратегическое управление человеческими ресурсами // Курс МВА по менеджменту. Под ред. Алена Р. Коэна. М., 2003. С. 360-376.
Хазбие А. Военно-промышленный комплекс // URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2004/37/37ex-vpk
Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом/ 2005. №1 // URL: http://www.mavriz.ru/articles/2005/1/3548.html
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2005. С. 268.
Новожилов И.С. Оценка конкурентоспособности предприятий черной металлургии, на примере ОАО «НТМК» и ОАО «ММК» // URL: http://ntpg.tagil.ru/blackmetal/index.php?cat=5&pages=0
Там же.
Новожилов И.С. Оценка конкурентоспособности предприятий черной металлургии, на примере ОАО «НТМК» и ОАО «ММК» // URL: http://ntpg.tagil.ru/blackmetal/index.php?cat=5&pages=0
Там же.
Новожилов И.С. Оценка конкурентоспособности предприятий черной металлургии, на примере ОАО «НТМК» и ОАО «ММК» // URL: http://ntpg.tagil.ru/blackmetal/index.php?cat=5&pages=0
Новожилов И.С. Оценка конкурентоспособности предприятий черной металлургии, на примере ОАО «НТМК» и ОАО «ММК» // URL: http://ntpg.tagil.ru/blackmetal/index.php?cat=5&pages=0
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2005. С. 276.
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2005. С. 276.
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2005. С. 277.
Там же. С. 277.
Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М., 2005. С. 25.
Фомбан Ч. Дж. Стратегическое управление человеческими ресурсами // Курс МВА по менеджменту. Под ред. Алена Р. Коэна. М., 2003. С. 365.
Военно-промышленный комплекс // Отраслевой обзор, ЗАО «РосБизнесКонсалтинг» // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/142636.html
Там же.
Там же.
Военно-промышленный комплекс // Отраслевой обзор, ЗАО «РосБизнесКонсалтинг» // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/142636.html
Российское авиационно-космическое агентство // URL: http://www.rosaviakosmos.ru/
Российское агентство по обычным вооружениям // URL: http://www.rosprom.gov.ru/
Российское агентство по боеприпасам // URL: http://www.munition.gov.ru/
Российское агентство по судостроению // URL: http://shipbuilding.ru/rus/information/industry/ag/
Военно-промышленный комплекс // Отраслевой обзор, ЗАО «РосБизнесКонсалтинг» // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/142636.html
Военно-промышленный комплекс // Отраслевой обзор, ЗАО «РосБизнесКонсалтинг» // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/142636.html
Там же.
Хазбие А. Военно-промышленный комплекс // URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2004/37/37ex-vpk
Хазбие А. Военно-промышленный комплекс // URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2004/37/37ex-vpk
Там же.
Хазбие А. Военно-промышленный комплекс // URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2004/37/37ex-vpk
Военно-промышленный курьер. 2005. 21 февраля.
Хазбие А. Военно-промышленный комплекс // URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2004/37/37ex-vpk
2
1.Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом/ 2005. №1 // URL: http://www.mavriz.ru/articles/2005/1/3548.html
2.Военно-промышленный комплекс // Отраслевой обзор, ЗАО «РосБизнесКонсалтинг» // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/142636.html
3.Военно-промышленный курьер. 2005. 21 февраля.
4.Новожилов И.С. Оценка конкурентоспособности предприятий черной металлургии, на примере ОАО «НТМК» и ОАО «ММК» // URL: http://ntpg.tagil.ru/blackmetal/index.php?cat=5&pages=0
5.Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М., 2005. 715 с.
6.Российское авиационно-космическое агентство // URL: http://www.rosaviakosmos.ru/
7.Российское агентство по боеприпасам // URL: http://www.munition.gov.ru/
8.Российское агентство по обычным вооружениям // URL: http://www.rosprom.gov.ru/
9.Российское агентство по судостроению // URL: http://shipbuilding.ru/rus/information/industry/ag/
10.Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2005. 448 с.
11.Фомбан Ч. Дж. Стратегическое управление человеческими ресурсами // Курс МВА по менеджменту. Под ред. Алена Р. Коэна. М., 2003. С. 360-376.
12.Хазбие А. Военно-промышленный комплекс // URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2004/37/37ex-vpk
Вопрос-ответ:
Какие ключевые характеристики конкурентоспособности военно-технического комплекса России?
Ключевыми характеристиками конкурентоспособности военно-технического комплекса России являются наличие передовых технологий, высокое качество продукции, доступная цена, надежность и защищенность военной техники, гибкость производства и способность адаптироваться к изменяющимся требованиям заказчиков.
Какую роль военно-технический комплекс России играет в международном бизнесе?
Военно-технический комплекс России играет значимую роль в международном бизнесе, поскольку предлагает различные виды военной техники, включая самолеты, вертолеты, бронетехнику, корабли и вооружение, которые востребованы многими странами мира. Российская военная техника известна своим высоким качеством, надежностью и сравнительно низкой ценой, что делает ее конкурентоспособной на международном рынке.
Почему научная элита оборонной отрасли России сосредоточилась на модернизации поздних советских разработок?
Научная элита оборонной отрасли России сосредоточилась на модернизации поздних советских разработок с целью удовлетворения потребностей иностранных заказчиков. Это связано с экономическими и временными ограничениями, а также с тем, что поздние советские разработки уже имели определенную популярность и признание на мировом рынке. Модернизация этих разработок позволяет сократить затраты на исследования и разработки новых образцов военной техники.
Какие преимущества имеет военно-технический комплекс России перед конкурентами на международном рынке?
Военно-технический комплекс России имеет ряд преимуществ перед конкурентами на международном рынке, таких как передовые технологии, высокое качество продукции, надежность и защищенность военной техники, гибкость производства и способность адаптироваться к требованиям заказчика. Кроме того, российская военная техника имеет сравнительно низкую цену, что делает ее привлекательной для потенциальных покупателей.
Какие ключевые характеристики конкурентоспособности военно-технического комплекса России?
Ключевыми характеристиками конкурентоспособности военно-технического комплекса России являются высокое качество и надежность оружия, современные технологии в производстве, наличие уникальных разработок и инноваций, а также конкурентные цены и гибкая система продаж.
Какую роль играет военно-технический комплекс России в международном бизнесе?
Военно-технический комплекс России играет важную роль в международном бизнесе. Российское оружие и военная техника пользуются спросом за пределами страны благодаря своей высокой эффективности и надежности. Они поставляются во многие страны, что способствует развитию экспорта и укреплению экономической позиции России.
Какие источники информации были использованы при написании статьи?
При написании статьи были использованы различные источники информации, включая научные публикации, источники отраслевой статистики, аналитические обзоры и официальные документы. Также были учтены мнения экспертов и специалистов в области военного дела и международного бизнеса.
Какую стратегию разработки оружия применяет научная элита оборонной отрасли России?
Научная элита оборонной отрасли России применяет стратегию модернизации поздних советских разработок под потребности иностранных заказчиков, вместо разработки нового оружия. Например, для Индии АВПК "Сухой" сделал истребители на основе советских моделей. Такой подход позволяет сэкономить время и ресурсы, а также учитывать специфические требования заказчиков.
Какие ключевые характеристики конкурентоспособности военно-технического комплекса России?
Ключевые характеристики конкурентоспособности военно-технического комплекса России включают в себя высокий уровень технологической разработки, современное вооружение и техника, квалифицированный персонал, цена и качество продукции, а также наличие долгосрочных контрактов с зарубежными заказчиками.
Какую роль играет военно-технический комплекс России в международном бизнесе?
Военно-технический комплекс России играет важную роль в международном бизнесе. Российские военные технологии и оружие пользуются спросом у зарубежных стран, что способствует налаживанию экономических связей и расширению экспорта. Одним из крупных партнеров России является Индия, которая закупает различные образцы российского вооружения.