Проблемы изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 20.03.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Проблемы изучения романа
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Философский подход
Социальный подход
Марксистский подход
Жанровый подход
Новаторское прочтение
Заключение
Литература
Читатель, возможно, и не замечает такой детали, так как, в реальной жизни в две недели очень трудно уместить столько событий. Однако Ф.М. Достоевский строго по часам, а иногда и минутам расписывает в окончательной редакции романа время начала и окончание многих событий. Так, совершенно точно обозначена смена дней, заполненных последовательно проходящими эпизодами, или «пустых», в которых автор не отмечает ни одного события, и вся эта строго сегментированная система времени ведет свой отсчет от главного сюжетно-композиционного центра романа: от акта убийства старухи и Лизаветы.
Такое внимание к временным указателям было использовано исследователями для схематического изображения течения времени в романе, которое представлено таким образом:
Дни: │ 1 2 3 4 │ 5 6 7 │ 8 9 10 │ 11 12 │ 13 14 │
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
п. у. б. в.Р с.К п.К п.п.
│ события │ пусто │ события │ пусто │события
Е1 Ø Е2 Ø Е3
п.. – «проба» в.Р - выздоровление Раскольникова
у. - убийство c.K - смерть Катерины Ивановны
б. - беспамятство п.К - похороны Катерины Ивановны
п.п.- приход Раскольникова в полицию
Эта схема при внимательном прочтении дополняется множеством событий.
Особое внимание исследователи уделяют состоянию потери ощущения времени главным героем. Такое состояние отмечено Ф.М. Достоевским как важнейший фактор нравственного поражения Раскольникова. То есть жизнь теряет для него всякий смысл, а художественным воплощением этой утраты выступает именно утрата времени.
Такой современный, графически подкрепленный, подход полностью опровергает изложенные ранее идеи М.М. Бахтина об условности времени у Ф.М. Достоевского. Приведя Раскольникова к нравственному и идеологическому тупику, несмотря на нескрываемый писателем положительный человеческий потенциал героя, Ф.М. Достоевский практически перестает интересоваться развитием его характера [10, с. 85].
Еще одним современным новаторским подходом в осмыслении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является проведение параллели между романом и произведениями древнерусской литературы. В некоторой степени такой подход (условно обозначенный как «древнерусский») можно отнести к жанровому подходу.
Воздействие жанров древнерусской литературы и культуры на структуру произведений Достоевского объясняется сторонниками этого подхода собственно творческим методом писателя, которому в сиюминутной действительности удается открыть вечный смысл. Так, В.Е. Ветловская отмечает, что Ф.М. Достоевский часто пользовался древними источники «не из первых рук... а из современных ему изданий, статей знатоков и специалистов, чьи концепции так или иначе отражались в его сознании и, преображенные или нет, затем отзывались в его художественной работе». [7, с. 59].
«Древнерусский» подход широко представлен в работе Г.В. Старостиной «Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и статья Ф. И. Буслаева «Повесть о горе и злочастии, как Горе-злочастие довело молодца во иноческий чин» (Средневековые жанры в структуре романа).
Проводя параллели между «Преступлением и наказанием» и «Повестью о горе и злосчастии», исследовательница подробно останавливается на таких особенностях древнерусской литературы, нашедших, по ее мнению, отражение в содержании романа, как: аскетическая строгость «учительной литературы» в контексте изображения такого человеческого порока как пьянство; мотив язычества и христианского сострадания грешному человеку; мотив кары и страшного рока и т.д.
При этом Г.В. Старостина в контексте «древнерусского» подхода в качестве жанрообразующего начала романа выделяет притчу и рассматривает в этом контексте цикл смертей в «Преступлении и наказании». «С темой преодоления смертельного страха в структуру романа входят жанры средневековой не только русской, но и европейской литературы и культуры, посвященные спору жизни с всесильной смертью», - пишет исследовательница.
В итоге Г.В. Старостина приходит к выводу, что путь Раскольникова к возрождению связан с «мучительной внутренней борьбой после свершения преступления». Такая схема, по ее мнению, является зеркальной противоположностью в сравнении со стихотворной повестью XVII века, где герой выстрадал истину до момента последнего искушения убийством.
В последние годы исследователи обратили внимание еще на одно направление в изучении романа – структурно-семиотическое. Соответствия между мифопоэтическими структурами и картиной мироздания у Достоевского стали исходным постулатом для структурно-семиотических исследований. Ряд опубликованных в недавнее время работ доказал продуктивность размышлений в русле указанной проблематики. Способ мироотражения в «Преступлении и наказании» не только структурно сопоставим с архаическим типом мышления. В романе существует смысловой пласт, опирающийся на мифопоэтическую традицию непосредственно-тематически. [26, с. 18]
Несомненно, что в комплексе рассмотренные подходы рисуют достаточно полную картину в изучении романа Ф.М. Достоевского. Существенным их недостатком является узкая направленность в рассмотрении проблем, которые поставлены писателем в романе. В этом контексте я полностью согласна с мнением В. Днепрова, в исследовании которого основной акцент делается на общий драматизм произведения. Нельзя привязывать изучение романа Достоевского, как и всех других гениальнейших произведений, к определенной исторической эпохе. Как ни парадоксально, но система ценностей, за редким исключением (такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, религия и безверие и т.д.), с течением времени подвергается корректировке. В качестве примера можно привести актуальность «строительства нового человека» (герои «Преступления и наказания») для социалистического мира.
Именно драматизм, на мой взгляд, необходимо взять за основу для проведения комплексного исследования в наше время, когда, аналогично миру Раскольникова, в некоторых местах появились расхождения в понимании прописных истин, догм морали и совести. Именно драматизм представляется связующим звеном поэтики и философии писателя. К сожалению, именно драматизм «Преступления и наказания» освещен в работах литературоведов как-то «однобоко» и скупо.
Заключение
Подводя итог анализу подходов и методов изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», необходимо отметить, что, несмотря на незавершенность ни одного из них, положительным моментом является неиссякающий интерес к одному из великих шедевров русской классики. Многие литературоведы признают роман «Преступление и наказание» лучшим произведением Ф.М. Достоевского.
Изучение творчества Ф.М. Достоевского представляет собой гораздо большие трудности, чем освоение произведений любого другого классика русской литературы. Догматизм нашего мышления и упрощенный подход, которые еще не так давно мешали развитию литературоведения, конечно, отрицательно повлияли на отношение к творчеству писателя, сводя общественное мнение либо к «христианству Достоевского», либо к «вредной достоевщине».
Каковы же причины столь сложного восприятия творчества писателя и в частности его романа «Преступление и Наказание»? Определим лишь наиболее, на наш взгляд, значимые:
Литературоведам зачастую весьма сложно объяснить, почему все написанное Достоевским в XIX веке, является современным, продолжая доставлять читателям духовное наслаждение.
Художественное мышление Достоевского отличается от всех других типов художественного осмысления действительности. Не случайно исследователь Достоевского М.М. Бахтин относит его творчество к числу «трудных искусств».
Характер реализма Достоевского, его писательская манера, язык романа резко отличаются от привычных нам, традиционных для русской классики норм, которые мы наблюдали в литературе от Гоголя до Л.Толстого и Чехова.
Каждый видит у Достоевского свое, отсюда частые обвинения одних другими в непонимании писателя. Все зависит от того, каково мировоззрение читающего роман Достоевского.
Эти трудности освоения художественного наследия писателя диктуют совершенно особый подход к Достоевскому, включая характер проникновения в его стиль, язык, образную систему. Стало быть, и метод изучения должен быть своеобразным.
Современные литературоведы стремятся к постижению великих идей писателя, но при этом боятся оторваться от общепризнанных взглядов и зачастую устаревших идей. Зачастую новые работы представляют, на мой взгляд, новое переложение старых.
В своих исследованиях авторы нередко искусственно пытаются «притянуть» роман к вспыхнувшей идее, стараясь сделать сенсационное открытие, оставив истину в стороне.
Единственным выходом, мне видится, является повторное обращение к истокам романа, попытка повторного переосмысления первичного замысла писателя, но ни в коем случае не в контексте современной истории. И как уже отмечалось выше, за основу необходимо взять такую категорию, как драматизм.
Литература
Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999. -160 с.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собр.соч.: В 7 т.- Т.6 - М., 2000. – 375 с.
Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Собр. соч. В 7 т. - М., 2000. – 390 с.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - СПб.: Паритет, 2006. – 270 с.
Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. –155 с.
Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. 1918. – 210 с.
Ветловская В. Е. Достоевский // Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX века. Л., 1982. – 310 с.
Гачева А.Г. Ф.М. Достоевский и Ф.И. Тютчев. Идейно-художественные взаимосвязи: автореферат дис. … доктора филологических наук. Москва, 2007. – 180 с.
Днепров В. Достоевский как писатель двадцатого века. Иностранная литература, Ќ 11, 1971. – 130 с.
Дрыжакова Е. Сегментация времени в романе «Преступление и наказание». Калифорнийский университет, 1985. – 140 с.
Евлампиев И. И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. 1998. № 3.
Иванов В. И. Достоевский и роман-трагедия. М., 1994. – 164 с.
Иванов В. Достоевский и роман-трагедия //Борозды и межи. М.: Мусагет, 1916. – 326 с.
Исаков А.Н. «Преступление и наказание»: три аналитики Иного // Исаков А.Н. Метафизические исследования. Вып.14. Статус иного. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете СпбГУ. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000
Иустин (Попович), Преподобный. Философия и религия Ф.М. Достоевского, 2008. – 305 с.
Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы» 2003, №1
Касаткина Т.А. Типология ценностных ориентаций в творчестве Ф. М. Достоевского. Кандидатская диссертация, ИМЛИ РАН, 1992. – 200 с.
Касаткина Т.А. Художественная реальность слова: онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». Докторская диссертация, ИМЛИ РАН, 2000. – 210 с.
Kaттo Ж. Пространство и время в романах Достоевского. - В сб. «Достоевский. Материалы и исследования». 3., Л., «Наука», 1978. – 450 с.
Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова (Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание»). М., 1986. – 192 с.
Ковалевская Е.Е., Середенко И.И.. Методика изучения романов «Отцы и дети» И.С. Тургенева и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в жанровом аспекте. Вестник ТГПУ, 2003. Выпуск 1 (33)
Лапин А.В. «Феномен религиозной веры в мировоззрении Ф.М. Достоевского». Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских, Хабаровск, 2006. – 170 с.
Малыгина Н. М. Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. — 1998. — № 7.
Старостина Г.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и статья Ф. И. Буслаева «Повесть о горе и злочастии, как Горе-злочастие довело молодца во иноческий чин» (Средневековые жанры в структуре романа). Русская литература, № 3, 2004.
Тимофеев А.С. Изучение творчества Ф.М. Достоевского в контексте философских идей эпохи: в 10 классе общеобразовательной школы: диссертация ...кандидата педагогических наук: Москва, 2007. – 215 с.
Третьякова Е. Архетипические образы славянской мифологии в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» //Культура, №16 (70), 2001.
La Creation litteraire chez Dostoevski par Jacques CATTEAU, Paris, Institut D'Etudes Slaves, 1978
Rudolf Neuhäuser: Semantisierung formaler Elemente im «Idiot».-Dostoevsky Studies, Volume I, 1980
24
2.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собр.соч.: В 7 т.- Т.6 - М., 2000. – 375 с.
3.Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Собр. соч. В 7 т. - М., 2000. – 390 с.
4.Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - СПб.: Паритет, 2006. – 270 с.
5.Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. –155 с.
6.Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. 1918. – 210 с.
7.Ветловская В. Е. Достоевский // Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX века. Л., 1982. – 310 с.
8.Гачева А.Г. Ф.М. Достоевский и Ф.И. Тютчев. Идейно-художественные взаимосвязи: автореферат дис. … доктора филологических наук. Москва, 2007. – 180 с.
9.Днепров В. Достоевский как писатель двадцатого века. Иностранная литература, Ќ 11, 1971. – 130 с.
10.Дрыжакова Е. Сегментация времени в романе «Преступление и наказание». Калифорнийский университет, 1985. – 140 с.
11.Евлампиев И. И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. 1998. № 3.
12.Иванов В. И. Достоевский и роман-трагедия. М., 1994. – 164 с.
13.Иванов В. Достоевский и роман-трагедия //Борозды и межи. М.: Мусагет, 1916. – 326 с.
14.Исаков А.Н. «Преступление и наказание»: три аналитики Иного // Исаков А.Н. Метафизические исследования. Вып.14. Статус иного. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете СпбГУ. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000
15.Иустин (Попович), Преподобный. Философия и религия Ф.М. Достоевского, 2008. – 305 с.
16.Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы» 2003, №1
17.Касаткина Т.А. Типология ценностных ориентаций в творчестве Ф. М. Достоевского. Кандидатская диссертация, ИМЛИ РАН, 1992. – 200 с.
18.Касаткина Т.А. Художественная реальность слова: онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». Докторская диссертация, ИМЛИ РАН, 2000. – 210 с.
19.Kaттo Ж. Пространство и время в романах Достоевского. - В сб. «Достоевский. Материалы и исследования». 3., Л., «Наука», 1978. – 450 с.
20.Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова (Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание»). М., 1986. – 192 с.
21.Ковалевская Е.Е., Середенко И.И.. Методика изучения романов «Отцы и дети» И.С. Тургенева и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в жанровом аспекте. Вестник ТГПУ, 2003. Выпуск 1 (33)
22.Лапин А.В. «Феномен религиозной веры в мировоззрении Ф.М. Достоевского». Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских, Хабаровск, 2006. – 170 с.
23.Малыгина Н. М. Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. — 1998. — № 7.
24.Старостина Г.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и статья Ф. И. Буслаева «Повесть о горе и злочастии, как Горе-злочастие довело молодца во иноческий чин» (Средневековые жанры в структуре романа). Русская литература, № 3, 2004.
25.Тимофеев А.С. Изучение творчества Ф.М. Достоевского в контексте философских идей эпохи: в 10 классе общеобразовательной школы: диссертация ...кандидата педагогических наук: Москва, 2007. – 215 с.
26.Третьякова Е. Архетипические образы славянской мифологии в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» //Культура, №16 (70), 2001.
27.La Creation litteraire chez Dostoevski par Jacques CATTEAU, Paris, Institut D'Etudes Slaves, 1978
28.Rudolf Neuhauser: Semantisierung formaler Elemente im «Idiot».-Dostoevsky Studies, Volume I, 1980
Вопрос-ответ:
Какие философские подходы можно использовать при изучении романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского?
При изучении романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского можно использовать различные философские подходы, например: экзистенциальный подход, этический подход, философию зла и страдания.
Каковы основные проблемы, поднимаемые в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского?
Основными проблемами, поднимаемыми в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, являются проблема морали, совести, преступления и наказания, различия между добром и злом, а также вопросы о цели и смысле жизни.
Как можно изучить роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского с социальной точки зрения?
Роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского можно изучать с социальной точки зрения, анализируя проблемы бедности, неравенства, преступности, отношения между различными социальными классами, а также исследуя влияние общественных условий на формирование характеров и поступков героев.
Какой жанровый подход можно использовать при изучении романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского?
При изучении романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского можно использовать жанровый подход, исследуя его как пример психологического романа, романа-детектива, социально-психологического романа.
Какие проблемы могут возникнуть при интерпретации романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского?
При интерпретации романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского могут возникнуть проблемы с определением его жанра, соотношением философических и психологических аспектов, а также с выявлением и пониманием основных идей и смысла произведения.
Какие проблемы изучения романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского существуют?
Проблемы изучения романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского могут быть различные. Одной из них является философский подход к анализу произведения, который заключается в исследовании философских и духовных идей, выраженных в романе. Также можно выделить социальный подход, основанный на анализе социальных проблем, изображенных в произведении. Марксистский подход предлагает изучение романа с точки зрения классовой борьбы и социальной несправедливости. Жанровый подход включает анализ особенностей жанра и стилевых приемов, использованных автором. Кроме того, в романе "Преступление и наказание" можно обнаружить новаторское прочтение, которое сопровождается интерпретацией и переосмыслением классических литературных тем и сюжетов.
Какой философский подход может быть применен к изучению романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского?
Философский подход к изучению романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского может включать анализ философских и духовных идей, выраженных в произведении. В романе прослеживается проблема нравственности и морали, вопросы о существовании Бога и человеческой воли. Также можно исследовать философско-этические аспекты главного героя Раскольникова, его внутренний мир и психологическую трансформацию.
Каким образом социальный подход может быть применен к изучению романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского?
Социальный подход к изучению романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского предполагает анализ социальных проблем, изображенных в произведении. В романе рассматриваются такие вопросы, как социальная несправедливость, неравенство, бедность и тщеславие. Автор рисует портрет различных социальных групп и общественных институтов, показывая их влияние на жизнь людей. Таким образом, социальный подход позволяет лучше понять социальный контекст и общественные проблемы, затронутые в романе.
Чем отличается философский подход к изучению романа "Преступление и наказание"?
Философский подход к изучению романа "Преступление и наказание" заключается в анализе философских и духовных тем, которые присутствуют в произведении. Он исследует проблемы морали, свободы воли, нравственности и справедливости, которые освещаются через повествование и диалоги героев. Философский подход позволяет понять основные идеи Достоевского и его отношение к вопросам человеческой сущности и нравственности.
Какие проблемы романа "Преступление и наказание" могут быть рассмотрены с социальной точки зрения?
С социального подхода можно рассмотреть проблемы неравенства, бедности, нравственного разложения и социальных норм в романе "Преступление и наказание". Кроме того, можно исследовать влияние общества на формирование личности и выборы героев. Этот подход позволяет проанализировать социальные условия и их влияние на поведение и развитие персонажей романа.
Какой подход применяется в марксистском изучении романа "Преступление и наказание"?
Марксистский подход к изучению романа "Преступление и наказание" сосредоточен на анализе классовых противоречий и экономических условий, которые непосредственно или опосредованно связаны с событиями произведения. Он исследует вопросы социальной справедливости, эксплуатации, противостояния буржуазии и пролетариата. Марксистский подход позволяет рассмотреть роман как отражение классового противостояния и исследовать его влияние на героев и сюжет.
В чем заключается жанровый подход к изучению романа "Преступление и наказание"?
Жанровый подход к изучению романа "Преступление и наказание" заключается в анализе жанровых особенностей произведения. Исследуются элементы детектива, психологического романа, философского трактата и др. Жанровый подход позволяет оценить роль жанровых элементов в структуре произведения, его композицию и особенности художественного построения.