Конфуцианство
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 11 + 11 источников
- Добавлена 25.01.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Основоположник конфуцианства
Глава 2. Учение о «благородном муже» («цзюнь цзы»)
Глава 3. Роль правителя в государстве
Глава 4. Социальный порядок в обществе
Глава 5. Эволюция конфуцианства
Заключение
Список используемой литературы
При объединении этих некогда несовместимых понятий делается оговорка: ритуал следует применять преимущественно в отношении к верхам общества, низами же можно управлять, полагаясь исключительно на закон и наказание.
В II в. до н.э. конфуцианец и государственный деятель Дун Чжуншу (120 – 104 до н.э.) придал конфуцианству характер государственной идеологии. Он свёл традиционное учение о двух началах «инь» и «ян» и пяти первоэлементах (вода, металл, дерево, почва, огонь), составляющих всё сущее, в единую систему, охватывающую весь универсум, дал космологическую интерпретацию общественного и государственного устройства, исходя из учения о незримой связи Неба, человека и социума.
В Средние века, когда в Китае получает распространение буддизм, начиная с IV – V вв., происходит модификация конфуцианства за счёт включения элементов буддизма и даосизма. Была проведена кодификация главных канонических текстов: новая их редакция и новые комментарии претендовали на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Движение за новое толкование древних классиков в итоге вылилось в формирование философского направления, известного как неоконфуцианство. В XIII в. Это учение получило название чжусианство – по имени философа Чжу Си (1133 – 1200).
С первых веков новой эры взгляды Конфуция всё более искажаются, выхолащивается их первоначальный смысл.
Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания, а синкретические верования народа, тяготевшие, прежде всего, к даосизму, рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия. В контексте ортодоксального конфуцианства, когда государство стало верховным религиозным институтом, а система официальных культов приобретает законченный вид, разрыв между подданными и чиновным сословием растёт. Это способствует постепенному обожествлению Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жертвоприношениях в его память.
Храмы Конфуция, возведенные в городах, представляли собой нечто вроде двора с двумя помещениями для жертвенных предметов, ритуальной утвари и омовений. Такой двор окружала красная кирпичная стена с парадным входом. Главный храмовой зал предназначался для чествования самого Конфуция, а в пристройках находились поминальные таблички или статуи его учеников и последователей. На воротах храмов висела стереотипная надпись: «Учитель и пример для десяти тысяч поколений, равный небу и земле». В городских храмах Конфуция совершали обязательные поклонения и жертвоприношения претенденты на получение ученых степеней и чиновничьих должностей.
Культ основателя учения повлёк за собой всё большее обожествление императора. Сын Неба считается высшим жрецом и совершенством лишь потому, что венчает социальную пирамиду общества. Воля императора возводится в непреложный закон. Пышные, поражающие воображение торжественные обряды поклонения Небу, исполнение которых – исключительная прерогатива императора, скрытая и таинственная жизнь императорского дворца за стенами Запретного города способствовали порождению раболепия и покорности подданных. Трепет и суеверный страх внушал и символ императорской власти Дракон, могущественное и всесильное мифическое животное.
В настоящее время конфуцианство остается живой интеллектуальной и духовной традицией. XX век дал несколько крупных мыслителей, развивавших конфуцианство в новых исторических условиях, это Фэн Юлань, Лян Шумин и Сюн Шили. Их наследие (последний из этой плеяды, Фэн Юлань, умер в 1990 г.) сейчас пристально изучается и в КНР, и на Тайване, и среди членов китайской диаспоры за пределами Китая. Несмотря на краткий период гонений и преследования конфуцианства в КНР в годы «культурной революции», интерес к нему быстро возродился и в настоящее время в Китае выходят многочисленные исследования по истории конфуцианства, издаются классические конфуцианские тексты, существует Общество Конфуция и Фонд Конфуция.
В Европе интерес к конфуцианству возник в XVII в. благодаря миссионерской деятельности иезуитов. Конфуцианские идеи, переосмысленные в духе философии Просвещения, оказали влияние на Вольтера и его теорию просвещенного абсолютизма, а китайская экзаменационная система повлияла на формирование практики экзаменов в Европе.
Вместе с даосизмом и буддизмом конфуцианство сформировало все существенные особенности и важнейшие характеристики китайской культуры – одной из древнейших культур человечества.
Заключение
В духовно-религиозной жизни Китая конфуцианство занимает исключительно важное место. Оно зародилось в VI в. до н.э. и с тех пор играет значительную роль в общественном сознании общества. Устойчивость и чрезвычайная приспособляемость этого учения обусловлены, прежде всего, его рационализмом. Оно освящает сложившийся социальный порядок в обществе, учит, как преодолевать социальные потрясения, проповедует нормы и принципы поведения человека в обществе. Вместе с тем учение Конфуция глубоко религиозно по форме. Оно утверждает, что все установления освящены Небом, которое указывает человеку путь правильного поведения. Сочетание рационализма и религиозности позволили конфуцианству играть роль духовно-идеологического регулятора общественной жизни Китая.
В настоящее время конфуцианство сосуществует с другими религиями Китая: даосизмом, буддизмом. Родственники Конфуция, в 67-м поколении, пользуются большим уважением.
Список используемой литературы
Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: КДУ, 2006. – 704 с.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература, 2001. – 488 с.
Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 928 с.
Культурология, под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 319 с.
Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 1998. – 480 с.
Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, книга I А / гл. ред. Полевой В.М., М.: Советская энциклопедия, 1999. – 447 с.: ил.
Религии мира / под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 289 с.
Религия в истории и культуре / под ред. проф. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с.
Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 464 с.
Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 735 с.
Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 416 с.: ил.
Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 93.
Там же. С. 93.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература, 2001. – С. 431.
Религии мира / под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 92.
Религия в истории и культуре / под ред. проф. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 134 – 135.
Религии мира / под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 93.
Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – С. 134 – 135.
Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – С. 135 – 136.
Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – С. 136.
Религии мира / под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 93 – 94.
Религии мира / под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 94.
Там же. – С. 94.
Религия в истории и культуре / под ред. проф. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 135 – 136.
Религия в истории и культуре / под ред. проф. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 136.
Религия в истории и культуре / под ред. проф. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 136 – 137.
Религия в истории и культуре / под ред. проф. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 137.
Религия в истории и культуре / под ред. проф. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 138.
Там же. С. 138 – 139.
Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 122.
Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 122 – 123.
Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – С. 136.
Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 122 – 123.
Религии мира / под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 98.
20
2.Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература, 2001. – 488 с.
3.Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 928 с.
4.Культурология, под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 319 с.
5.Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 1998. – 480 с.
6.Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, книга I А / гл. ред. Полевой В.М., М.: Советская энциклопедия, 1999. – 447 с.: ил.
7.Религии мира / под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 289 с.
8.Религия в истории и культуре / под ред. проф. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с.
9.Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 464 с.
10.Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 735 с.
11.Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 416 с.: ил.
Вопрос-ответ:
Какое учение основывает конфуцианство?
Конфуцианство основывается на учении конфуцианства, которое было разработано конфуцианцами.
Кто является основоположником конфуцианства?
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кунь Цзы).
Какие принципы следует применять в отношении к верхам общества, согласно конфуцианству?
Согласно конфуцианству, в отношении к верхам общества следует применять ритуалы.
Как можно управлять низами в обществе согласно конфуцианству?
Низы могут быть управляемыми, полагаясь исключительно на закон и наказание.
Какова роль правителя в государстве согласно конфуцианству?
Правитель в государстве согласно конфуцианству должен стремиться к максимальному благу для народа и оказывать хорошее влияние на своих подданных.
Кто является основоположником конфуцианства?
Основоположником конфуцианства является Конфуций. Он был китайским философом и мыслителем, жившим в V-VI веках до нашей эры. Он разработал систему учения, которое стало основой для моральных и политических принципов в Китае на протяжении многих веков.
Что представляет собой учение о благородном муже цзюнь цзы?
Учение о благородном муже цзюнь цзы является центральным понятием в конфуцианстве. Оно описывает этическую и нравственную идеалы, которые должен преследовать благородный муж. Благородный муж должен стремиться к совершенству в морали, быть примером для других, уважать старших и заботиться о благополучии общества.
Какую роль играет правитель в государстве согласно конфуцианству?
Правитель играет ключевую роль в государстве по учению конфуцианства. Он должен быть мудрым и справедливым, следовать этическим и нравственным принципам. Он должен заботиться о благополучии народа, ставить интересы общества выше своих собственных интересов и стремиться к справедливости.
Каков социальный порядок в обществе, согласно конфуцианству?
Конфуцианство предлагает установление строгой иерархии в обществе. Верхний слой состоит из правителей и благородных мужей, которые являются элитой общества. Нижний слой состоит из простых граждан и низших классов. Каждый слой общества имеет свои обязанности и ответственности.
Как происходила эволюция конфуцианства?
Конфуцианство прошло через несколько этапов развития. В начале оно было преимущественно этическим учением, которое состояло из правил поведения и моральных принципов. Впоследствии, конфуцианство стало основой для установления социального порядка и политической системы в Китае. Сегодня конфуцианство широко изучается и практикуется, как философская и религиозная система.