Категория добра и зла в истории этической мысли
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 15.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Категории добра и зла в истории философской мысли
Античность
Идеи Сократа
Идеи добра и зла в философии стоицизма
Европейская философия
Литература
Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривается как часть единой системы природы. В каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы. Жить согласно природе и Логосу — основное назначение человека. Только такую жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетельной. Добродетель — это и есть воля. Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом, а т.к. она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д. (Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. С. 280).
Более того, каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он смог освободится от мирских желаний. Этическим идеалом стоиков становится мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия, ибо никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств. Он действует в гармонии с природой, добровольно следуя судьбе. Так как все возможные благодеяния не являются таковыми на самом деле, ничто не имеет истинного значения кроме нашей собственной добродетели. Добродетельным же следует быть вовсе не для того, чтобы делать добро, а наоборот, делать добро надо для того, чтобы быть добродетельным. (Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. С. 280). Стоицизм оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время, привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе.
Европейская философия
Идея добра как социальной и душевной гармонии присутствует и в более поздних социально-философских и этических концепциях, добро окончательно сближается с социальной справедливостью в социальных утопиях (Бабёф, Мелье, Мабли, Морелли, Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.). Происходит своеобразная "деиндивидуализация" понятий "добро и зло". Добро и зло выступают в качестве оценок не столько отдельного человека, сколько общества в целом. Незыблемые онтологические основы различения добра и зла превращаются в меняющиеся характеристики социальной жизни. Сужение онтологической основы концепций добра и зла, сочетание социологизма с интеллектуализмом приводят к субъективизму в понимании добра и зла, к этическому конвенционализму, условному определению добра и зла в зависимости от социальной позиции и исторических условий. (Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. С. 282).
Представители европейской школы видят онтологическую основу различения добра и зла в степени соответствия поведения человека собственной природе. Такой "индивидуалистический натурализм", сведение добра к индивидуальной пользе был характерен для французских материалистов XVIII в. Концепцией, которая пыталась объединить обе версии, социологическую и натуралистическую, понимания добра и зла был утилитаризм Бентама И., вводивший иерархию уровней пользы.
В этической концепции Канта И. понимание добра и зла было отделено от онтологии и гносеологии, Кант постулировал их "безосновность", априорность в сфере "практического разума" - сфере индивидуальных выборов и решений. Одновременно Кант выдвинул требование всеобщности критериев добра и зла, их применимости к каждому без исключения и вне всяких условий; исключил "степени" добра. (Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. С. 285).
Христианское понимание добра и зла предполагает, что зло не существуем как особое бытие, есть лишь злые существа (злые духи и злые люди). Бог есть добро и зло - это разрыв с Богом, разрыв с Богом - акт свободы. Человеческая природа оторвана вследствие первородного греха от прямой связи с Богом; искушение злом есть испытание, которое человек должен пройти, чтобы окрепнуть в своей преданности Богу. Свобода - это и путь отхода от Бога, и путь возвращения к Нему; свобода опосредует как добро, так и зло в жизни человека. Попытки превратить критерии добра и зла в "относительные", меняющиеся, избирательные оценки человеческого поведения разрушают оппозицию добра и зла, основную "размерность" человеческой жизни.
Литература
Антология мировой философии в четырех томах. М: Мысль, 1969-1972.
Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000.
История философии: Запад - Россия - Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой: В 4 т. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995-1999.
Машардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.
Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001.
Соколова Н.Л. Этическая проблематика в современных концепциях «эстетической жизни» // Этическая мысль. Вып. 4. М.: ИФ РАН. 2003.
Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. Минск , 2000.
13
1.Антология мировой философии в четырех томах. М: Мысль, 1969-1972.
2.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
3.Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000.
4.История философии: Запад - Россия - Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой: В 4 т. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995-1999.
5.Машардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.
6.Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001.
7.Соколова Н.Л. Этическая проблематика в современных концепциях «эстетической жизни» // Этическая мысль. Вып. 4. М.: ИФ РАН. 2003.
8.Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. Минск , 2000.
Вопрос-ответ:
Каковы основные идеи Сократа в отношении категорий добра и зла?
Сократ считал, что добро и зло - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Он призывал людей стремиться к добру, так как считал его основой счастливой жизни. Зло, по его мнению, было результатом невежества и ошибок. Сократ также учил, что каждый человек в своей сущности обладает крупицей божественного огня, и должен жить в гармонии с природой и Логосом.
Какие идеи о категориях добра и зла существовали в философии стоицизма?
В философии стоицизма добро и зло рассматривались как результат отношений человека с миром. Стоики считали, что человек должен стараться изменить свое отношение к внешней действительности и быть независимым от ее влияния. Они учили, что добро и зло исходят из нашего внутреннего мира, и только через принятие наличного момента и внутреннего благополучия можно достичь гармонии с природой.
Какую роль играет категория добра и зла в европейской философии?
В европейской философии категория добра и зла занимает центральное место. Идеи добра и зла пронизывают множество философских систем и концепций, отражая взгляды на мораль, этику и нравственность. В христианстве, например, добро и зло связаны с понятиями греха и добродетели. В философии эпохи Просвещения идеи добра и зла связывались с разумом и самоопределением человека.
Что говорит литература о категориях добра и зла?
Литература представляет множество различных взглядов на категории добра и зла. В литературных произведениях часто рассматриваются моральные дилеммы, этические вопросы и поиск смысла жизни. Литературные герои сталкиваются с множеством нравственных выборов и ищут пути к добру и идеалам. Некоторые произведения также критически относятся к определениям добра и зла, провоцируя читателей задуматься о своих собственных взглядах.
Что представляет собой категория добра и зла в истории этической мысли?
Категория добра и зла в истории этической мысли является основным понятием, отражающим моральные ценности и нормы поведения в обществе. Она определяет, что считается правильным и хорошим, а что - неправильным и плохим.
Какие идеи пропагандировал Сократ относительно категорий добра и зла?
Сократ считал, что идеалом для человека является знание добра, и только невежество является источником зла. Он призывал людей вести разумную и мудрую жизнь, стремиться к нравственному совершенству и общаться с другими людьми на основе справедливости и здравого смысла.
Как стоики видят категории добра и зла в философии?
Стоики считали, что добро и зло суть позитивное и негативное значение, которые мы присваиваем отдельным вещам и событиям. Они утверждали, что добро и зло не зависят от внешних обстоятельств, а находятся внутри нас и зависят от нашего мнения и восприятия.
Как понятие добра и зла выражено в европейской философии?
В европейской философии понятие добра и зла часто связывается с религией и моралью. Оно имеет глубокие корни в христианстве и других религиозных традициях, где добро считается символом божественности и праведности, а зло - симфолом греха и неправедности.
Какую роль играют категории добра и зла в литературе?
Категории добра и зла часто являются основной тематикой в литературе. Они помогают создавать интересные сюжеты, выявлять внутренний мир персонажей, порождают драматические конфликты и помогают читателям понять моральные уроки и ценности, которые пропагандируются автором.
Какова категория добра и зла в истории этической мысли?
Категория добра и зла является одной из основных категорий этической мысли. Она помогает определить, что является хорошим и что плохим в моральном и нравственном смысле.
Какие идеи представлены в философии стоицизма относительно категории добра и зла?
В философии стоицизма категория добра и зла тесно связана с идеей согласия с природой и Логосом. Стоики считали, что человек должен жить в соответствии с природной гармонией и подчиняться универсальному разуму.