Основные нормы и положения экологического законодательства в Российской Федерации.
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 11.07.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие и система экологического законодательства
1.1. Понятие экологического законодательства
1.2. Система экологического законодательства
2. Источники экологического законодательства
2.1. Федеральное законодательство
2.2. Подзаконные акты и акты субъектов РФ
Заключение
Список литературы
Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В целом Президентом РФ принимается значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы.
б) В соответствии с Конституцией России нормотворческая компетенция Правительства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды существенным образом отличается от компетенции Президента. Согласно ст. 115 Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это положение, вытекающее из принципа разделения властей, означает, что правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Правительство принимает свои акты, создавая источники экологического права, если это предусмотрено в законе или указе Президента или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Так, в ст. 23 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривается, что порядок экологического страхования и использования экологических фондов устанавливается Правительством РФ.
в) В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, наделенные неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных объединений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли.
Важную роль играют нормативные акты, принимаемые специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в соответствующих сферах: службами санэпиднадзора - в области санитарной охраны окружающей среды; Госстандартом России - в области экологической стандартизации продукции массового производства; Госгортехнадзором России - в области промышленной безопасности и безопасного ведения горных работ; Минстроем России - в части выполнения экологических требований при проектировании строительства.
Органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализуя предоставленные им Конституцией РФ и федеративными договорами полномочия, принимают (издают) различные по форме и юридической силе нормативные правовые акты, регулирующие на региональном уровне общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Круг ведения субъектов Федерации и органов местного самоуправления определяется законодательными актами об этих органах и отраслевым экологическим законодательством: по землепользованию - Земельным кодексом, по недропользованию - Законом РФ «О недрах», по водопользованию - Водным кодексом, по лесопользованию - Лесным кодексом и т.д. Основное требование, предъявляемое к актам, принимаемым (издаваемым) представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, - соответствие их Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а к актам, принимаемым (издаваемым) органами местного самоуправления, - их соответствие, кроме того, и актам органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Заключение
Говорить о четко сформировавшихся тенденциях развития экологического законодательства сегодня достаточно сложно. Во-первых, отсутствуют достоверные оценки его состояния, сделанные независимыми экспертами. Во-вторых, эти тенденции можно выявлять в качестве текущих, краткосрочных применительно к наиболее неотложным задачам охраны окружающей среды и в качестве перспективных, долгосрочных. В-третьих, эти тенденции могут выглядеть по-разному с учетом того, определяются ли они исходя из интересов отдельного государства (региона) или международного сообщества.
Но тем не менее, учитывая опыт России и ряда других стран, можно говорить о наличии следующих тенденций:
а) кодификации (систематизации) экологического законодательства
б) ликвидации пробелов законодательства. В РФ, например, на федеральном уровне до сих пор не приняты законы об охране растительного мира, обращении с опасными веществами, экологической информации, жестоком обращении с животными, питьевой воде и др.
в) детализации правовых предписаний, которая значительно четче проявляется в отношении подзаконных актов (постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актов), чем Федеральных законов. Применительно к ним, в последние два-три года, пожалуй, складывается обратная тенденция - декларативности правовых предписаний.
г) сужения сферы правового регулирования, что проявляется в разработке и принятии законодательных актов, посвященных узким, частным вопросам, которые в принципе должны быть решены в рамках более крупного акта.
д) дублирования правовых норм. Это, возможно, специфическая тенденция именно российского законотворчества, которая проявляется в нескольких формах.
е) деэкологизации правового регулирования охраны окружающей среды. Она может проявляться в деэкологизации государственной власти и управления, т.е. в процессе снижения заинтересованности государства в решении стоящих перед обществом экологических проблем, выражающемся в отсутствии государственной воли к совершенствованию правового, организационного, экономического, идеологического обеспечения выполнения им своей функции.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 21.07.2007г. № 5-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 06.12.2007г. № 333-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ в ред. от 26.06.2007г. № 118-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ в ред. от 01.12.2007г. № 309-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2007.
Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды // Журнал российского права. №11, 2003.
Бринчук М.М. Право окружающей среды. – М.: Юристъ, 2007.
Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе – Вольф Г. Экологическое право. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Лопашин В.Н. Экологическая безопасность: проблемы конституционной законности // Государство и право. №3, 2004.
Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе – Вольф Г. Экологическое право. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 294.
Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. С. 28.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 21.07.2007г. № 5-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды // Журнал российского права. №11, 2003. С. 106.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 21.07.2007г. № 5-ФКЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 71.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 21.07.2007г. № 5-ФКЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 72.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 21.07.2007г. № 5-ФКЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 58.
Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ в ред. от 26.06.2007г. № 118-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ в ред. от 26.06.2007г. № 118-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 3.
Там же. Ст. ст. 5-10, 64-69
Там же. Ст. 4.
Там же. Ст. ст. 19-31.
Там же. Ст. ст. 34-57.
Там же. Ст. ст. 11-13.
Там же. Ст. ст. 71-74.
Там же. Ст. ст. 14-18, 77-79.
Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ в ред. от 01.12.2007г. № 309-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 06.12.2007г. № 333-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 235.
Бринчук М.М. Право окружающей среды. – М.: Юристъ, 2007. С. 125.
Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. С. 32.
2
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 21.07.2007г. № 5-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 06.12.2007г. № 333-ФЗ // http://www.consultant.ru.
3.Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ в ред. от 26.06.2007г. № 118-ФЗ // http://www.consultant.ru.
4.Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ в ред. от 01.12.2007г. № 309-ФЗ // http://www.consultant.ru.
5.Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2007.
6.Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды // Журнал российского права. №11, 2003.
7.Бринчук М.М. Право окружающей среды. – М.: Юристъ, 2007.
8.Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе – Вольф Г. Экологическое право. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
9.Лопашин В.Н. Экологическая безопасность: проблемы конституционной законности // Государство и право. №3, 2004.
10.Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Вопрос-ответ:
Какие основные нормы и положения входят в экологическое законодательство России?
Основные нормы и положения в экологическом законодательстве России включают в себя законы, указы и распоряжения, подзаконные акты и акты субъектов РФ, а также международные договоры и соглашения, которые регулируют отношения в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Что означает понятие "экологическое законодательство"?
Понятие "экологическое законодательство" включает в себя совокупность нормативных правовых актов, которые регулируют отношения в сфере охраны окружающей среды, экологии и природных ресурсов. Эти акты устанавливают права и обязанности граждан, организаций и государственных органов в области экологии и природопользования.
Какие являются источники экологического законодательства в России?
Источниками экологического законодательства в России являются федеральное законодательство, подзаконные акты и акты субъектов РФ. Федеральное законодательство состоит из законов, указов и распоряжений президента, постановлений правительства и федеральных законов, принятых Федеральным Собранием. Подзаконные акты включают в себя постановления правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств, а также нормативные документы федеральных органов исполнительной власти.
Какие нормативные акты обязательны для исполнения на всей территории России?
Нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории России, включают в себя указы и распоряжения главы государства, то есть президента России. В соответствии с Конституцией РФ и законодательством, указы и распоряжения президента обладают юридической силой и должны быть обязательно исполнены во всей стране.
Какие акты считаются подзаконными в экологическом законодательстве России?
В экологическом законодательстве России подзаконными актами являются постановления правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств, а также нормативные документы федеральных органов исполнительной власти. Эти акты разрабатываются на основе федеральных законов и устанавливают конкретные нормы и правила в области охраны окружающей среды и природопользования.
Какие основные нормы и положения включает экологическое законодательство Российской Федерации?
Экологическое законодательство Российской Федерации включает основные нормы и положения, регулирующие отношения, связанные с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов, обеспечением экологической безопасности и предотвращением вредного воздействия на природу и здоровье людей.
Что такое экологическое законодательство?
Экологическое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, которые устанавливают правила и обязательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности.
Какие источники экологического законодательства существуют в России?
В Российской Федерации экологическое законодательство основывается на Федеральных законах, подзаконных актах и актах субъектов РФ. Федеральные законы являются основным источником права и определяют основные принципы и нормы в области охраны окружающей среды. Подзаконные акты и акты субъектов РФ разрабатываются для более детального регулирования экологических отношений на местном уровне.
Какие уровни нормативных актов присутствуют в экологическом законодательстве России?
В экологическом законодательстве России присутствуют следующие уровни нормативных актов: Федеральные законы, указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения Правительства, законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Каждый уровень имеет свою юридическую силу и регулирует определенные аспекты в области охраны окружающей среды.