Сущность и значение отраслевых и региональных научно-технических программ в деятельности предприятия.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление
  • 26 26 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 19.01.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Тенденции развития отраслевых и региональных научно-технических программ
1.1. Сущность и основные направления научно-технического прогресса (НТП)
1.2. Подходы к решению проблемы развития инноваций в промышленном секторе
2. Пути повышения эффективности деятельности предприятия: инновационность и ресурсоэффективность
3. Анализ влияния научно-технических программ предприятий на развитие экономики регионов
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Успешность реализации программ ресурсоэффективности во многом зависит от их привлекательности для стабильно функционирующего бизнеса, в частности, для крупных нефтяных компаний. Например, частные структуры могут создать фирмы, оказывающие услуги в сфере энергосбережения, предлагающие предприятиям и организациям современные ресурсосберегающие технологии. Т.е. речь идет об интеграции между нефтегазовыми корпорациями и независимым бизнесом, о создании своеобразного тендема. Роль таких внедренческих центров может быть отведена предприятиям малого и среднего бизнеса, внедряющим бизнес-проекты в области ресурсоэффективности и ресурсосбережения (рис.1).

Рисунок 1. Взаимодействие региона и корпорации при реализации
энергоэффективных проектов
На рис. 1 представлен процесс взаимодействия участников ресурсоэффективных проектов, где немаловажная роль отводится предлагаемым к внедрению региональным центрам ресурсоэффективности, в деятельности которых может принимать участие общественность, формирующая общественный резонанс в отношении ресурсосберегающих инициатив, а также сами представители региональных властей.
Современное состояние топливно-энергетического комплекса России и нефтегазодобывающего сектора характеризуется увеличением доли трудноизвлекаемых запасов в связи с истощением существующих месторождений и ростом доли осложненного фонда скважин. Такая ситуация приводит к ухудшению условий экономического роста предприятий нефтегазодобычи, часто сопровождается снижением эффективности деятельности и высоким уровнем зависимости их результатов от конъюнктуры мировых рынков нефти и уровня цен на нефть и нефтепродукты. В связи с этим возрастает необходимость в активизации политики по стимулированию мер, направленных на восстановление экономического баланса и повышение рациональности использования всех видов ресурсов.
Реализация данной политики требует целого комплекса инструментов, отвечающих специфике нефтегазодобычи. Сходные инструменты, отличающиеся большим разнообразием, степенью влияния, формой выражения в настоящее время активно внедряются в экологической политике государства. По нашему мнению между экологической и политикой эффективного использования ресурсов в данном отношении можно провести некоторую аналогию. Можно отметить, что административные инструменты обладают прямым воздействием на деятельность нефтегазодобывающего сектора. Экономические инструменты обладают большей «мягкостью» и гибкостью. Все инструменты стимулирующего воздействия обладают как достоинствами, так и недостатками. В частности, меры административного воздействия достаточно «прозрачны» и понятны, с помощью данных инструментов достаточно просто осуществлять контроль конечных результатов ресурсоэффективных программ. В то же время система административных мер не позволяет предприятиям отрасли гибко менять свою стратегию при изменении параметров внешней среды и практически не стимулирует инновационный процесс в сфере ресурсосбережения. Что касается мер экономического стимулирования, то их применение в практике управления ресурсоэффективностью позволяет более чутко реагировать на динамизм внешней среды и осуществлять более целенаправленное воздействие на реализацию мер по эффективному и рациональному использованию ресурсов. В условиях, когда экономика характеризуется, как экономика смешанного типа, с помощью экономических стимулов осуществляется возможность для нефтегазодобывающих предприятий самостоятельно разрабатывать ресурсоэффективную стратегию своего развития и создавать стимулы для проведения инновационных мероприятий по ресурсосбережению.
В то же время экономические инструменты не лишены недостатков. В частности, к их числу можно отнести сложности в прогнозировании ожидаемых результатов от реализации ресурсоэффективных проектов, большую зависимость от уровня инфляции и степени риска, проблемы в определении ставок дисконтирования и т.п.
Достаточно новым направлением, по нашему мнению, является применение норм морально-этического менеджмента в сфере ресурсоэффективных технологий. К сожалению, достаточно редки случаи заключения добровольных соглашений между государством и нефтяными компаниями, внедряющими ресурсосберегающие проекты. В то же время участие в таких программах может создать благоприятный имидж компании не только внутри страны, но и на международном уровне, когда предприятия нефтегазодобывающей отрасли участвуют в проектах, направленных на бережное отношения к ресурсам, а не на их бессистемное расходование. Данные соглашения могут способствовать обеспечению лояльности компаний по отношению к государству государства, но требуют осознания всей меры социальной ответственности перед обществом в случае неисполнения заявленных ориентиров, предусмотренных в программах. В качестве мер государственной поддержки ресурсоэффективных проектов можно рассматривать следующие:
- нормативно – правовое «поле» (Федеральный закон об энергосбережении от 03.04.1996 г. № 28 – ФЗ; Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России» от 15.06.1998 г.; Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005гг. и на перспективу до 2010 г.; основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года и т.п.;
- система государственных стандартов Российской Федерации по энергосбережению и экологическому менеджменту;
- меры федеральной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере ресурсосбережения;
- налоговые льготы для предпринимателей;
- государственная поддержка инновационных проектов и программ.
Последствия внедрения ресурсоэффективных проектов и программ:
- сокращение удельных расходов ресурсов, связанных с добычей нефти и газа;
- экономия ресурсозависимых затрат на добычу нефти и газа;
- соблюдение экологических требований и требований Энергонадзора;
- утилизация отходов от всех видов деятельности;
- поиск альтернативных видов энергии и т.п.;
- переход на ресурсосберегающих сценарий развития экономики.
Предложенные механизмы реализации ресурсоэффективной стратегии могут быть востребованы на разных уровнях управления нефтегазовым бизнесом и использованы органами государственного управления при разработке законопроектов и поддержке инновационных проектов в сфере ресурсосбережения, руководителями и специалистами нефтяных корпораций при разработке и корректировке своих стратегических планов, представителями низовых структур при исполнении и контроле выполнения комплекса ресурсосберегающих мероприятий.
Заключение
НТП позволяет решить следующие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования. В четвертых, прогресс науки и техники обеспечивает решение социально-экономических задач (занятость населения, облегчение труда и т.д.), служит более полному удовлетворению потребностей как общества в целом, так и каждого человека.
Основными условиями формирования ресурсоэффективной стратегии должны стать:
- создание механизмов стимулирования ресурсо- и энергросбережения на предприятиях;
- совершенствование финансирования и реализации программ и проектор по эффективному использованию всех видов ресурсов;
- создание и использование прогрессивных техники, технологий и материалов, обеспечивающих качественное улучшение эффективности ресурсо- и энергопотребления
- внедрение на предприятиях системы контроля за ходом реализации ресурсосберегающих программ и мер ответственности за их исполнение.
На предприятиях должны разрабатываться и внедряться комплексные ресурсосберегающие проекты, обеспечивающие оптимизацию потребления всех видов ресурсов.
Результатом внедрения достижений НТП является повышение эффективности функционирования народного хозяйства.
Под эффективностью НТП понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП.
Эффект может быть:
экономический (снижение себестоимости продукции, рост прибыли, рост производительности труда и так далее);
политический (обеспечение экономической независимости, укрепление обороноспособности);
социальный (улучшение условий труда, повышение материального и культурного уровня граждан и так далее);
экологический (уменьшение загрязнения окружающей среды).
Таким образом, в практику отечественного менеджмента должно прочно войти понятие ресурсоэффективной стратегии, что позволит обеспечить перевод российской экономики с ресурсодоминирующего сценария на ресурсосберегающий и инновационный.
Литература

Ардишвили А. Предпринимательские сети — форма сотрудничества малых фирм // Проблемы теории и практики управления. - 1990. - № 4
Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2001.- с.208.
Горфинкель В., Швандар В. Инновационные коммуникации и формы их организации // Экономист. – 2002. – № 10
Гохберг Л. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. - 2002. – № 2
Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
Приоритеты социально-экономического развития регионов: вопросы теории, методологии, практики. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000.


Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. — СПб.: Изд.дом «Бизнес-пресса», 2003. — С.23
Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Сокр. пер. со словац./ Авт. предисл. B.C. Рапопорт.- М: Экономика, 1989. – с.16-18.
Ендовицкий Д.А., Коменденко С.Н. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта./ Под ред. Проф. Л.Т. Гиляровской. -М.: Финансы и статистика. 2004.-с. 68-72.
Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой .-М.: ЮНИТИ, 2002.- с.75.
Проект Концепции государственной инновационной политики РФ на 2001—2005 годы//Промышленность России. — 2001. — № 6—8.












2

Литература

1.Ардишвили А. Предпринимательские сети — форма сотрудничества малых фирм // Проблемы теории и практики управления. - 1990. - № 4
2.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2001.- с.208.
3.Горфинкель В., Швандар В. Инновационные коммуникации и формы их организации // Экономист. – 2002. – № 10
4.Гохберг Л. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. - 2002. – № 2
5.Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
6.Приоритеты социально-экономического развития регионов: вопросы теории, методологии, практики. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000.


Вопрос-ответ:

Какова суть отраслевых и региональных научно-технических программ?

Отраслевые и региональные научно-технические программы - это специальные программы, разрабатываемые предприятиями и организациями в определенной отрасли или регионе. Они направлены на развитие и внедрение новых научных и технических решений, улучшение технологических процессов и повышение конкурентоспособности предприятия.

Какие основные тенденции развития отраслевых и региональных научно-технических программ?

Одной из основных тенденций развития отраслевых и региональных научно-технических программ является увеличение объема инвестиций в исследования и разработки. Также наблюдается направленность на разработку инновационных решений, повышение конкурентоспособности предприятий и создание благоприятной инновационной среды как на уровне отрасли, так и на уровне региона.

Какие подходы существуют к решению проблемы развития инноваций в промышленном секторе?

Для решения проблемы развития инноваций в промышленном секторе применяются различные подходы. Один из них - это внедрение отраслевых и региональных научно-технических программ, которые позволяют организовывать и координировать инновационную деятельность предприятий. Также используются подходы, основанные на создании инновационных кластеров, проведении технологической модернизации и развитии научно-технического потенциала предприятий и организаций.

Как повысить эффективность деятельности предприятия с помощью отраслевых и региональных научно-технических программ?

Для повышения эффективности деятельности предприятия с помощью отраслевых и региональных научно-технических программ необходимо осуществлять инновационные процессы, направленные на внедрение новых технологий и улучшение технических процессов. Также важно развивать научно-технические потенциалы предприятия, повышать квалификацию сотрудников и улучшать систему управления инновационной деятельностью.

Какова сущность отраслевых и региональных научно-технических программ?

Отраслевые и региональные научно-технические программы - это специальные программы, разработанные для поддержки и развития научно-технической сферы в определенных отраслях или регионах. Они включают в себя различные мероприятия, направленные на стимулирование научных исследований, разработку новых технологий и привлечение инвестиций. Цель таких программ - улучшение конкурентоспособности отраслей и регионов, развитие инноваций и модернизация производства.

Какие основные направления научно-технического прогресса включает отраслевые и региональные научно-технических программы?

Отраслевые и региональные научно-технические программы включают в себя широкий спектр направлений развития. Это может быть создание и коммерциализация новых технологий, поддержка исследований и разработок, развитие инноваций в производстве, модернизация и повышение эффективности процессов производства, развитие научно-технических кластеров и привлечение инвестиций в инновационную сферу. Каждая программа может иметь свои уникальные приоритеты и задачи в зависимости от отрасли или региона, в котором она реализуется.

Какие подходы могут использоваться для решения проблемы развития инноваций в промышленном секторе?

Для решения проблемы развития инноваций в промышленном секторе могут применяться различные подходы. Например, это может быть разработка и реализация специальных государственных программ поддержки инноваций, стимулирование инновационной деятельности через налоговые льготы и субсидии, создание инновационных центров и кластеров, организация конкурсов на лучшую инновационную разработку и так далее. Главная задача подходов - создание условий для развития инновационной активности и привлечение ресурсов для ее реализации.

Каковы основные направления научно-технического прогресса НТП?

Основными направлениями научно-технического прогресса НТП являются: разработка новых технологий, совершенствование существующих производственных процессов, создание инновационных продуктов и услуг, автоматизация рабочих процессов и внедрение информационных систем.

Какие подходы можно использовать для решения проблемы развития инноваций в промышленном секторе?

Для решения проблемы развития инноваций в промышленном секторе можно применять следующие подходы: стимулирование внутренней конкуренции между предприятиями, привлечение инвестиций в научные исследования, сотрудничество с научными и образовательными учреждениями, создание специальных фондов и грантов для поддержки инновационных проектов.