Феодальное общество в Кентерберийских рассказах
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 1 + 1 источник
- Добавлена 11.04.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Черты средневекового общества в рассказах Дж. Чосера
1.1 Стратификация феодального общества
1.2 Характерные черты и проблемы феодального общества
2. Тема религии в Кентерберийских рассказах
Заключение
В книге встречается целый ряд персонажей, не относящихся к какому-либо конкретному слою. Здесь и Доктор, и Шкипер, и Юрист, и Франклин (шериф), и Эконом, и Мажордом (скорее всего часть из них была когда-то или является йоменами) и мн.др.
Возможно они находились на пограничных между двумя сословиями стыках либо были выходцами из одного слоя, но смогли подняться или опуститься в другой по каким-то причинам.
1.2 Характерные черты и проблемы феодального общества
А на дорогу из военной снасти
Был меч и щит и на боку кинжал…
Эти строки свидетельствуют нам о крайне неспокойном времени, когда каждый вынужден был защищать свою жизнь сам. Рассказ о сэре Топасе подтверждает всеобщий страх, где даже юноша, отправившийся на прогулку, вооружается как на сражение:
…сэр Топас…
Мечом, копьем вооружась,
Собрался в путь…
С кабаньей головою щит
Имел отменно грозный вид…
В Рассказе мажордома Мельник постоянно, даже дома, был вооружен:
Носил он на боку широкий меч;
На поясе ж нарядный был кинжал,
И кортик из-за пазухи торчал.
Средние века и по сей день считаются кризисом в развитии культуры (из-за падения Римской империи, обладавшей самой развитой, высокой культурой), Темными веками для всего человечества.
Среди особенностей того времени, отметим также постоянные угрозы жизни человека – бесконечные болезни (особенно чума), голод, нищету.
Среди положительных черт общества, не смотря на выше обозначенный упадок культуры, можно выделить следующее:
расцвет городов,
развитие системы образования,
развитие науки (хоть и в религиозных рамках),
относительную свободу человека,
господство высокоморальных христианских ценностей и мн. др.
Вернемся к образованию. Образование, несмотря на то, что оно развивалось, не считалось столь престижным. Скорее быть или не быть образованным определялось самим человеком. Уровень развития человека, общества в целом, еще позволял человеку не обладать специальными знаниями. Поэтому получение образования было скорее собственным желанием человека. Часто студенты были бедны:
Едва ль беднее нищий бы нашелся….
…он был обтрепанный, убогий,
Худой, измученный плохой дорогой.
Женское образование давалось только в монастырях. В университетах обучались только мужчины. Так, например жена Мельника:
…много знала
И, вышколенная в монастыре,
Блеснуть могла бы даже при дворе.
Хорошо образованными были служители церкви (хотя и среди них были не достаточно грамотные, например, приходской священник). Например, в Рассказе Мельника причетник Авессалом:
Умел он кровь пустить, постричь, побрить,
Составить просьбу, опись учинить,
Знал он всех танцев сложные фигуры,
Поклоны, выверты и позитуры…
Об уровне научных знаний у персонажей книги мы можем судить по их рассуждениям о Солнце, звездах, положении тени, градусах. Практически каждый знал астрономию. Из других наук были особо популярны астрология (не считалась пока лженаукой), богословие, математика, история античности (каждый персонаж ссылается на тот или иной миф или легенду), философия и др.
Одной из непосредственно социально-демографических характеристик общества можно назвать ранние браки. Так, в своем Прологе к рассказу Батская ткачиха говорит:
В двенадцать лет уж обвенчалась я.
Столь юный супружеский возраст объясняется низкой продолжительностью жизни, плохим здоровьем населения и многочисленными болезнями (морами).
Пролог ткачихи посвящен вопросам брака, любви, супружеского долга и свидетельствует о превалировании христианских семейных ценностей. Так, например, супружество – это единственный не греховный вид союза мужчины и женщины. Связь жены с мужем должна быть только для продолжения рода.
Но сама же ткачиха противоречит своим словам, не следуя этим ценностям:
…я ночью покидала дом,
Чтоб позабавиться с дружком…
Характерными чертами феодального общества помимо выше перечисленного были также:
власть духовенства (влияло на светскую власть),
неограниченное господство дворянства,
оторванность сословий друг от друга и др.
2. Тема религии в Кентерберийских рассказах
Книга «Кентерберийские рассказы» буквально пронизана темой христианства и господства христианских ценностей.
Церковь контролировала абсолютно все сферы жизни общества, а священнослужители были наиболее привилегированным сословием в феодальном обществе, чем все остальные (даже все вместе взятые).
Привилегированность положения зафиксирована в Рассказе Шкипера о купце, монахе и жене купца:
А тот был рад, в своем тщеславье тленном,
Иметь в родстве духовное лицо.
Каждый из паломников ссылается на Писание, Еклезиаста, христианские заветы. Вместо слов приветствия используются слова Христа, вместо пожеланий христианин вновь обращается к Богу. Речь каждого верующего изобилует молитвами (их отрывками), именами святых и т.п.
Тема грешности человека, его вины перед Богом, пронизывает буквально каждый рассказ в книге.
Ярчайшим примером является речь Монаха, в которой он разъясняет какая кара бывает человеку за непослушание Богу (а значит и церкви). О Навуходоносоре он говорит:
Так этот царь надменен был и горд,
Что отвергал он истинного Бога.
За свое непослушание царь был наказан - лишившись разума, он принял звериный облик.
Человеку навязывается мысль о его грешности. Каждый человек грешен от рождения:
Грех из души гоните же скорей,
Покуда он не укрепился в ней.
В рассказе о Констанце мы видим пример миссионерской деятельности христиан, что также является одной из черт феодального общества.
Заключение
В заключение, обобщим все то, о чем было написано ранее, в нескольких словах:
Становление межличностных отношений вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника,
Сословное неравенство,
Рыцарская военная организация (предшественница армии),
Христианство – идеологическая и нравственная основа феодального общества,
Укрепление городов, их рост, переселение большинства людей в города,
Личная свобода индивида,
Переход от натурального хозяйства к городскому ремесленному типу хозяйствования, развитие торговли и др.
2
Вопрос-ответ:
Какие черты феодального общества можно найти в рассказах Дж. Чосера?
В рассказах Дж. Чосера прослеживается стратификация феодального общества, где каждый персонаж занимает определенное место в иерархии. Также характерными чертами феодального общества являются зависимость и верность вассалов своим господам, установленные права и обязанности, а также родовая принадлежность к определенной социальной категории.
Какие проблемы феодального общества рассматривает Дж. Чосер в Кентерберийских рассказах?
В рассказах Дж. Чосера встречаются различные проблемы феодального общества, такие как коррупция и беззаконие внутри господства, социальная неравенство и классовые различия, а также моральные дилеммы и нравственные проблемы, с которыми сталкиваются различные слои общества.
Какая роль религии играет в Кентерберийских рассказах?
Тема религии пронизывает все рассказы и является важной составляющей средневековой жизни. Религия служит не только моральным и этическим ориентиром, но и способом поддержания социальной иерархии. Клеро и монашество играют важную роль в обществе и представлены в рассказах символически через персонажей, таких как Монах и Монахиня.
Каковы характерные черты феодального общества, которые можно найти в Кентерберийских рассказах?
В Кентерберийских рассказах демонстрируются характерные черты феодального общества, такие как верность и преданность вассалов своим господам, стремление к престижу и социальному признанию, а также иерархия и зависимость от старшей социальной группы. Кроме того, в рассказах отражены проблемы социального неравенства и непреодолимых различий между слоями общества.
Какие персонажи Кентерберийских рассказов не относятся к какому-либо конкретному слою общества?
В книге встречается ряд персонажей, которые не принадлежат к определенному социальному слою. Например, Доктор, Шкипер, Юрист, Франклин, Шериф, Эконом и Мажордом скорее всего являлись или являются йоменами, то есть свободными крестьянами, которые не входят в феодальную систему зависимости.
Какие черты характеризуют феодальное общество в рассказах Дж. Чосера?
Феодальное общество в рассказах Дж. Чосера представлено через стратификацию, где каждый персонаж находится на определенной социальной ступени. Они отображают различные слои общества, включая йоменов, докторов, франклинов, шкиперов и других. Феодальные отношения раскрываются через их роли и взаимодействие внутри поездки в Кентербури.
Какие проблемы и черты общества рассматриваются в Кентерберийских рассказах?
В рассказах Дж. Чосера отражаются проблемы и черты феодального общества, такие как социальная стратификация, экономические неравенства, классовые различия и религиозные убеждения. Автор показывает, как эти факторы влияют на взаимоотношения и судьбы персонажей, что становится одной из главных тем рассказов.
Какую роль играет религия в Кентерберийских рассказах?
Религия является важной темой в Кентерберийских рассказах. Многочисленные персонажи-паломники отправляются в путешествие в священное место - Кентербери, чтобы почтить святых. Религиозные мотивы всегда присутствуют в рассказах и влияют на поведение и мировоззрение персонажей, отображая религиозные верования и практики средневекового общества.
Какие персонажи в Кентерберийских рассказах не относятся к конкретному слою феодального общества?
В книге встречается несколько персонажей, которые не принадлежат к какому-либо конкретному слою феодального общества. Например, в рассказах появляются доктор, шкипер, юрист, франклин, шериф и мажордом. Они, скорее всего, являются йоменами или представителями других классов общества. Их присутствие показывает разнообразие персонажей и социальных групп, представленных в рассказах.
Какие черты средневекового общества присутствуют в рассказах Дж. Чосера?
В рассказах Дж. Чосера отображены различные черты феодального общества. Одна из них - стратификация общества, которая проявляется в ярко выраженной иерархии сословий и социальных групп. В рассказах представлены персонажи разных социальных позиций - от феодалов до крестьян. Также важная черта феодального общества - роль религии. Религиозные мотивы и образы широко представлены в рассказах, отражая значимость церкви и религиозной веры в средневековом обществе.
Что представляет собой стратификация феодального общества?
Стратификация феодального общества - это система социального разделения на слои и классы, основанная на наследственном звании, повинности и владении землей. Эта система включает в себя феодалов, знать (дворянство), духовенство и крестьян. Каждый сословие имело свои права, обязанности и привилегии. Феодалы были верхним слоем общества, владели землей и контролировали своих подданных. Дворяне, или знать, занимали промежуточное положение между феодалами и крестьянами, в основном занимаясь военной службой. Духовенство - это представители церкви, которые играли важную роль как религиозные и духовные лидеры. Крестьяне же составляли большинство населения, занимаясь земледелием и обеспечивая экономику феодального общества.
Какие характерные черты и проблемы феодального общества отражены в рассказах Дж. Чосера?
Рассказы Дж. Чосера отражают различные характерные черты и проблемы феодального общества. Одна из таких черт является господство феодалов, их власть и контроль над землей и подданными. В рассказах можно видеть демонстрацию различных социальных позиций: феодалы, дворяне, духовенство и крестьяне. Проблемы, связанные с иерархией и социальными различиями, также присутствуют в рассказах. Также важную роль играет тема религии и религиозной веры в средневековом обществе, что может быть рассмотрено как отражение другой характеристики феодального общества.