Предмет и метод дисциплины "История экономики".

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История экономики
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 11.03.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Предмет и метод дисциплины "История экономики".

Содержание
Введение
Глава 1. Предмет и процесс истории экономики
1.1. Различные взгляды на определение предмета истории экономики
1.2. Процесс формирования историко-экономической дисциплины
Глава 2. История экономики
2.1. История экономики - экономическая история - пределы, объёмы курса
2.2. История экономики - предмет курса и методология анализа
Заключение
Литература
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Так что в большинстве случаев название не играет какой-либо роли. История экономики России Р. Гусейнова дается в другом ключе, но и не в стиле «народного хозяйства».
Я считаю, что для экономистов предпочтительнее было бы название курса «Экономическая история» с определяющим словом на первом месте. Сейчас у курса на первом месте слово «история» и ее пишут историки, включая Поляка и Маркову. Но сейчас главное не в названии, а содержании: будут ли пособия по курсу историко-описательными версиями, какими они предстают сегодня, или экономико-аналитическими, какими они должны быть?! Но для того, чтобы родилась историко-экономико-аналитическая версия необходимо изменить структуру и содержание. Но это нельзя осуществить, не меняя ключевых позиций: не войны, цари и революции должны быть предметом повествования, как сейчас, а экономические институты, их трансформация как отражение изменений в экономике, как образно говорят, - в экономической жизни. Ни о какой другой Экономической истории, кроме истории экономики, речи быть не может. Она, также как и другие составные части общечеловеческой истории не может быть «в двух лицах», как и гражданская, военная, правовая и др. Различия лишь в версиях, которые сочиняют историки, либо пишут экономисты.
2.2. История экономики - предмет курса и методология анализа
Вопрос «что и как изучать?» - ключевой для определения содержания предмета.
Историю мировой экономики можно изучать в описательной, фрагментарной форме, что и присуще большинству учебных пособий. Там ни границ, ни предела: всё обо всём. Термин «социально-экономическая наука», с которого многие начинают своё изложение, означает, что за основу должны быть взяты не общеисторические, а социально-экономические аспекты. Но часто об этом забывают и пишут обо всем подряд. Зачастую всё излагается в форме описания, но это не тот инструмент, который можно применять в экономических науках.
История экономики такова, что она должна не рассказывать (чаще пересказывать), а анализировать экономические изменения за определённый (длительный и не очень) промежуток времени.
Анализ экономических изменений в историческом процессе можно осуществлять через основные экономические институты, эволюция которых отражает историю экономической жизни, экономических отношений, без которых об истории экономики ничего предметно-экономически сказать нельзя.
Отсутствие такого подхода к историко-экономическому процессу подменяет содержание курса датами и событиями и превращает его в пересказ фрагментов общей истории, хотя и усиленных так называемой «экономической фактологией».
Только через изменения экономических институтов можно проследить исторический процесс развития экономики в мире в целом и в отдельных странах, изменение экономических отношений, экономической жизни, экономического быта народов. Экономические институты возникали, формировались, исчезали и заменялись другими по мере развития экономики, перехода её от одного уровня к другому. Основные их группы.
1. Собственность, эволюция отношений собственности на примере России - это такие явления как холопство и крепостное право, их возникновение, эволюция и попытка отмены, но вновь возрождение вплоть до конца ХХ века.
2. Виды занятий (деятельности), формирование отраслевой структуры хозяйства страны, её изменения на протяжении веков.
3. Институты товарно-денежных отношений: возникновение и изменение форм обмена, денег, цен, векселей, банков и других кредитных учреждений, товарных ярмарок и бирж, финансовых рынков.
4. Рынки труда и инструменты их функционирования (заработная плата и доходы).
5. Государственные финансовые институты: налоги и бюджеты, дефициты и займы, государственные финансовые учреждения.
Предполагается, что рассмотрение этих вопросов должно осуществляться поэтапно, с учётом периодизации экономической истории, а не по царским правлениям и указам. Не менее важное значение имеют и другие методологические вопросы. Среди них: основные подходы к периодизации экономических процессов и отношений (формационный и цивилизационный), основные методы историко-экономических исследований, источники изучения истории экономики. Нельзя ограничиваться какими-то фрагментами или примерами, как это делают отдельные историки.
Для положительного примера можно сослаться на экономиста Адама Смита и историка Василия Ключевского.
Первый анализирует хлебные цены Англии с начала XIII по середину ХVIII века, выводя средние цены. Второй рассматривает хлебные цены России XVI-ХVIII веков под углом зрения оценки меновой стоимости рубля к уровню 1882 года.
Стандарт и учебная программа в первой теме должны обозначить предмет курса, его методологию и источники изучения.
Но кроме выше указанной темы, как минимум, следует выделить ещё одну тему об экономических национально-государственных интересах и способах их реализации в дорыночных и рыночных условиях через историю мирового экономического лидерства и конкурентоспособности на основе повышения производительности труда. Естественно, что здесь нельзя обойти основные направления экономической политики: протекционизм и свободу торговли - историю их возникновения и условия применения различными странами вплоть до начала ХХI века.
Только после этого можно переходить к некой периодизации экономической истории мира и России и по важнейшим этапам выделить еще 4-5 тем, позволяющих отразить особенности экономического развития стран и мира в целом через эволюцию экономических институтов.
Заключение
1. Необходимо изменить отношение к изучению истории экономики и рассматривать её не в качестве общеобразовательного предмета, добавляющего «историческую фактологию», а как один из важнейших методологических курсов для формирования экономического мышления экономистов, включив его, как и экономическую теорию, в группу общих профессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта.
2. В связи с несоразмерностью проблем и их временных периодов, раздельно подготовленных большей частью учебных пособий, целесообразно разделить курс «Истории экономики» на два самостоятельных: «История экономики России» и «История мировой экономики», сосредоточив в них внимание на социально-экономических проблемах, а в ряде вузов возможно выделить ещё и курсы «История национального хозяйства» или «История отраслевого хозяйства».
3. В образовательном стандарте и учебных программах обязательно определять предмет и методологию курса «История экономики», сосредоточив внимание на содержании и функционировании в исторической ретроспективе экономических институтов, как инструментах историко-экономического анализа, соответственно изменив содержание образовательного стандарта и учебных пособий.

Литература
Вебер М. История хозяйства (очерк всеобщей социально-экономической истории). - М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
Витте С.Ю.Национальная экономия и Фридрих Лист // Вопросы экономики.1992. № 2. – 142 с.
Гусейнов Р.М. История экономики России: Учебное пособие. М., 1999.
История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учебное пособие. М., 1995. - 192 с.
История экономики: Учебник / Под ред. проф. О.Д.Кузнецовой и И.Н. Шапкина. М., 2000. - 384 с.
История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001.-727 с.
Ключевский В.О. Происхождение крепостного права в России // Русская мысль. 1885. № 8.
Ключевский В.О. Происхождение крепостного права в России. Соч. в 9-ти т. Т. 8. - 120 с
Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. М., 1997-2001.
Лузан П.П. Читатель и журнал // ЭКО. 2001. – 159 с.
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 25.Ч. 2. – 457 с.
Неровня Т.М. История экономики в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999.- 416 с.
Серебренников С.В. О новизне и стереотипности в учебных пособиях, рецензиях и во взглядах // ЭКО. 2002. №4. С. 184-189.
Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие. М., 2000.- 432 с.
Чунтулов В.Т. Экономическая история СССР. М., 1969.
Приложение
Схема № 1
Типология историко-экономической науки























Схема № 2.
История экономики как наука и как система




























Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. М., 1997-2001.
Лузан П.П. Читатель и журнал // ЭКО. 2001. С. 159.
Неровня Т.М. История экономики в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999.- 416 с.
Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие. М., 2000.- 432 с.
История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учебное пособие. М., 1995.
Гусейнов Р.М. История экономики России: Учебное пособие. М., 1999.
История экономики: Учебник / Под ред. проф. О.Д.Кузнецовой и И.Н. Шапкина. М., 2000. - 384 с.
История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001.-727 с.
Лист Фридрих. Национальная система политической экономии. СПб., 1891.
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 25.Ч. 2. С. 457.
Там же. Т. 26. Ч.1. С. 243.
Там же. Т. 25. Ч.2. С. 504.
Витте С.Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист. СПб., 1912.
Витте С.Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист // Вопросы экономики. 1992. №2. С.143-160; №3. С. 139-148
Вебер М. История хозяйства (очерк всеобщей социально-экономической истории). СПб., 1923
Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984
Ключевский В.О. Происхождение крепостного права в России // Русская мысль. 1885. № 8.
Ключевский В.О. Происхождение крепостного права в России. Соч. в 9-ти т. Т. 8. С. 120.
Критика буржуазных и реформистских экономических теорий / Под ред. Э.Я. Брегеля. М., 1969. С. 8.
История народного хозяйства СССР / Под ред. проф. Ф. Полянского. М., 1960. - 663 с.
Чунтулов В.Т. Экономическая история СССР. М., 1969.
Серебренников С.В. О новизне и стереотипности в учебных пособиях, рецензиях и во взглядах // ЭКО. 2002. №4. С. 184-189.
Солодкина М.М. Об историко-экономическом познании // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып.1. М., 1989. С. 1-33.












26



Экономические причины и последствия исторических событий.
Экономическая политика государств, классов.
Экономическая психология классов, социальных групп.


Экономический аспект социально-экономической истории

История экономики (хозяйства)

Экономическая история мира, регионов, стран.
История способов производства.
История отраслей народного хозяйства.
История отдельных экономических процессов.
История экономических институтов.
История хозяйственных механизмов

История экономической мысли

История политической экономии.
История отраслевых и функциональных экономических наук.
История отдельных экономических теорий.
История методов экономического анализа и синтеза, категориального аппарата


Компонент системы историко-экономической науки. Система знаний об общих закономерностях процесса генезиса, формирования и функционирования общественно-экономических формаций и специфики этого процесса в разных странах.

Определение

Становление и развитие системы мировой экономики и специфика этого процесса в разных странах

Объект науки

Исследование общих и локальных закономерностей становления и развития мировой экономики с учетом специфики отдельных стран

Предмет науки

Общая для всех историко-экономических наук: (исторический метод, системный подход, формационный подход, общенаучные логические методы).

Методология

История мировой экономики как наука.
Антропосоциогенез. Эпоха дикости и варварства.
Начало эпохи цивилизаций. Докапиталистический этап становления и развития рыночных отношений. Раннеклассовые формации: рабовладельческая и феодальная.
Эпоха капитализма. Этап домонополистического капитализма (капитализм свободной конкуренции).
Этап монополистического капитализма (ранний период). Генезис мировой социалистической системы.
Современный монополистический капитализм; (постиндустриальное общество); крушение мировой социалистической системы.
Социально-экономическое развитие СССР и Украины после 1917 г.

Состав науки как учебной дисциплины (основные разделы)


Заключение
1. Необходимо изменить отношение к изучению истории экономики и рассматривать её не в качестве общеобразовательного предмета, добавляющего «историческую фактологию», а как один из важнейших методологических курсов для формирования экономического мышления экономистов, включив его, как и экономическую теорию, в группу общих профессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта.
2. В связи с несоразмерностью проблем и их временных периодов, раздельно подготовленных большей частью учебных пособий, целесообразно разделить курс «Истории экономики» на два самостоятельных: «История экономики России» и «История мировой экономики», сосредоточив в них внимание на социально-экономических проблемах, а в ряде вузов возможно выделить ещё и курсы «История национального хозяйства» или «История отраслевого хозяйства».
3. В образовательном стандарте и учебных программах обязательно определять предмет и методологию курса «История экономики», сосредоточив внимание на содержании и функционировании в исторической ретроспективе экономических институтов, как инструментах историко-экономического анализа, соответственно изменив содержание образовательного стандарта и учебных пособий.


Литература
1.Вебер М. История хозяйства (очерк всеобщей социально-экономической истории). - М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
2.Витте С.Ю.Национальная экономия и Фридрих Лист // Вопросы экономики.1992. № 2. – 142 с.
3.Гусейнов Р.М. История экономики России: Учебное пособие. М., 1999.
4.История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учебное пособие. М., 1995. - 192 с.
5.История экономики: Учебник / Под ред. проф. О.Д.Кузнецовой и И.Н. Шапкина. М., 2000. - 384 с.
6.История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001.-727 с.
7.Ключевский В.О. Происхождение крепостного права в России // Русская мысль. 1885. № 8.
8.Ключевский В.О. Происхождение крепостного права в России. Соч. в 9-ти т. Т. 8. - 120 с
9.Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. М., 1997-2001.
10.Лузан П.П. Читатель и журнал // ЭКО. 2001. – 159 с.
11.Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 25.Ч. 2. – 457 с.
12.Неровня Т.М. История экономики в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999.- 416 с.
13.Серебренников С.В. О новизне и стереотипности в учебных пособиях, рецензиях и во взглядах // ЭКО. 2002. №4. С. 184-189.
14.Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие. М., 2000.- 432 с.
15.Чунтулов В.Т. Экономическая история СССР. М., 1969.

Вопрос-ответ:

Что такое предмет дисциплины "История экономики"?

Предметом дисциплины "История экономики" является изучение и анализ процессов развития экономики в различных исторических периодах. Дисциплина изучает экономические события, процессы и явления прошлого с целью понимания и объяснения того, как экономика формировалась и развивалась в различных общественных условиях.

Какие методы используются при изучении истории экономики?

При изучении истории экономики применяются различные методы исторического и экономического анализа. В числе основных методов можно выделить историческую реконструкцию, сравнительный анализ, статистические методы, эконометрические модели, а также использование архивных и исторических источников. Отбор и анализ фактов, осуществление сравнений и моделирование помогают исследователям составить объективную картину экономического развития в прошлом.

Какие взгляды существуют на определение предмета истории экономики?

Существуют различные взгляды на определение предмета истории экономики. Одни ученые считают, что предметом истории экономики являются материальные процессы и явления, связанные с производством, распределением и потреблением благ. Другие исследователи уделяют большее внимание идеологическим и политическим аспектам экономического развития и включают их в предмет дисциплины. Каждый подход имеет свои преимущества и ограничения, и историки экономики стремятся учесть различные аспекты при изучении прошлого.

Как происходит формирование историко-экономической дисциплины?

Историко-экономическая дисциплина формировалась в течение длительного времени. Истоки ее можно найти в античных и средневековых трудах по экономике. Впоследствии исследования экономических вопросов стали более систематическими и развивались параллельно с развитием экономической науки в целом. Формирование историко-экономической дисциплины было связано с развитием историографии и экономической теории, а также со сменой подходов и методов исторического исследования.

Что является предметом истории экономики?

Предметом истории экономики является изучение экономического развития общества на протяжении времени, а также анализ и объяснение экономических процессов, институтов и проблем прошлого.

Какой метод используется в истории экономики?

В истории экономики используются методы исследования, характерные для исторической науки, такие как анализ архивных источников, изучение статистических данных, историческое сравнение, интерпретация текстов и др.

Как формировалась дисциплина история экономики?

Дисциплина история экономики формировалась постепенно, в результате развития экономической науки и изучения экономического прошлого. Она объединяет методы и подходы из истории и экономики, чтобы понять и объяснить прошлые экономические процессы.

Что включает в себя история экономики?

История экономики включает в себя изучение экономического развития различных общественных формаций, анализ экономических политик, роли институтов, технологических изменений, взаимосвязей с политической и социальной сферами.

Каковы пределы исторической экономии?

Пределы исторической экономии определяются временем и пространством, в которых осуществляется исследование. Она может охватывать разные периоды и общества, начиная от древности и до наших дней, и предоставляет возможность сравнения и анализа различных экономических систем и практик.