Субъекты государственного регулирования и управления ВЭД в Российской Федерации и их функции.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 06.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Основные понятия государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности
1.2 Понятие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
1.3 ВЭД как вид предпринимательской деятельности
1.4 Основные элементы ВЭД в РФ
1.5 Необходимость и основные функции ВЭД.
2. Субъекты внешнеэкономической деятельности в РФ.
2.1 Классификация субъектов ВЭД
2.2 Функции субъектов ВЭД
2.3 Малые предприятия РФ в ВЭД
2.4 Роль торгово-промышленных палат (ТПП) в ВЭД
Заключение
Список литературы
Большой объем функций по государственному регулированию внешнеторговой деятельности на федеральном уровне выполняет Правительство РФ, которое непосредственно обеспечивает реализацию государственной внешнеторговой политики, разрабатывает и представляет на утверждение Федеральному Собранию РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности.
К ведению Правительства Российской Федерации относится:
- принятие мер по защите внутреннего рынка Российской Федерации от неблагоприятных последствий импорта;
- определение величины ставок таможенного тарифа;
- установление количественных ограничений экспорта и импорта.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет функции:
- по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации;
- по обеспечению проведения расследований, предшествующих введению специальных защитных мер;
- государственного заказчика по экспортно-импортным операциям в области военно-технического сотрудничества.
Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты Российской Федерации. В их компетенцию в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и прочих областях. Реализацией этих полномочий занимаются соответствующие органы власти субъектов Российской Федерации. В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако такие соглашения не являются международными договорами.
Необходимость участия государства в управлении ВЭД следует из теории рыночной (смешанной) экономики. Оно должно обеспечить условия устойчивой и эффективной ВЭД большого числа предприятий. Полномочия государства и субъектов определены законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В таблице 2 приведены разграничения полномочий по управлению ВЭД.
Таблица 2. Разграничения полномочий по управлению ВЭД
Полномочия государства по управлению ВЭД -Формирование концепций и стратегий;
-Обеспечение экономической безопасности;
-Государственное регулирование внешней торговли (финансовое, валютное, таможенное, сертификация);
-Защита внутреннего рынка и др. Совместные действия
Центра и регионов (83 субъекта)
-Координирование ВЭД субъектов;
-Формирование и реализация программ ВЭД;
-Выполнение договоров РФ в части субъекта;
-Информационное обеспечение ВЭД и др. Права регионов по организации и реализации ВЭД -Осуществлять ВЭД, а также координацию и контроль ВЭД российских и иностранных лиц на территории;
-Формировать и реализовывать программы ВЭД;
-Предоставлять гарантии;
-Заключать соглашения о ВЭД с иностранными субъектами и др. Обязанности соответствующих подразделений в регионе
-Определять приоритетные направления;
-Анализировать и координировать действия всех субъектов (банки, предприятия и т.д.);
-Взаимодействовать с зарубежными представителями;
-Привлекать инвестиции;
-Содействовать развитию предприятий с иностранными инвестициями;
-Поддерживать информационное обеспечение;
-Подготавливать кадры МЭО. Для реализации изложенного в регионе проводят мероприятия -Экспортные и импортозамещающие;
-Совершенствование правовой базы;
-Совершенствование информационных систем;
-Дипломатическое обеспечение ВЭД;
-Развитие инфраструктуры ВЭД (связь, транспорт, банки и пр.);
-Другие методы поддержки ВЭД (реклама, выставки, связь с торгово-промышленной палатой, таможней, ЦБ и др.).
К обладающим специальной компетенцией относятся следующие государственные органы:
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации, который осуществляет непосредственное руководство таможенным делом;
- Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, которая обеспечивает организацию контроля за проведением валютных операций, осуществляет контроль над предоставлением разрешений на экспорт стратегически важных сырьевых материалов, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции;
- Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, к функциям которой относится подготовка предложений для Правительства РФ по вопросам установления и изменения ставок таможенных пошлин, внесения изменений в товарную номенклатуру, изменения схемы преференций, введения защитных мер.
Категорию субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, т. е. хозяйствующих субъектов, можно подразделить на два вида. К первому относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие экспорт своей продукции, работ, услуг или импортирующие что-либо для собственных нужд.
Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих посредническую деятельность. Одна и та же организация может и самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность, и действовать в качестве посредника.
Особым статусом обладают организации, созданные в качестве государственного посредника. Такими организациями являются государственные унитарные предприятия «Промэкспорт», «Росвооружение», «Российские технологии». Они выполняют посреднические функции в сфере экспорта (импорта) продукции, информации, работ, услуг военного назначения.
Для осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения хозяйствующие субъекты должны получить разрешение на такую деятельность, а затем представить установленные нормативными актами сведения в реестр, который ведет Министерство экономического развития и торговли. Только после внесения организации в реестр она получает свидетельство о праве на осуществление определенной внешнеэкономической деятельности. Таким образом, можно говорить, что для хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении продукции военного назначения, установлен особый регистрационный режим. И посредники, и организации, самостоятельно ведущие внешнеэкономическую деятельность, и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность через посредников, являются субъектами внешнеэкономической деятельности.
Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности базируется на принципах, основными из которых являются:
• научность;
• целенаправленность;
• приоритет экономических методов государственного воздействия на сферу внешней торговли;
• равенство участников внешнеторговой деятельности, их недискриминация;
• исключение неоправданного вмешательства государственных органов во внешнеторговую деятельность;
• защита государством законных интересов и прав участников внешнеторговой деятельности и др.
2.3 Малые предприятия РФ в ВЭД
Таблица 3. Состояние малого предпринимательства (МП) в РФ
Численность
МП
На конец 2008 г. по данным Росстата в РФ было 1347667 МП, из них 1065016 - микропредприятия
Число занятых в МП и индивидуальных
предпринимателей
Около 11 млн. человек. Это примерно 17% экономически активного населения
Стартовые
условия
«Обвал» рубля, отсутствие должного таможенного контроля, отмена административных барьеров и диспаритет цен на старте перестройки создали благоприятные условия ВЭД (в том числе, и для МП)
Проблемы
– Недоступность инвестиционных ресурсов;
– государственный и криминальный рэкет;
– налоговый пресс и др.
Эти проблемы сталкивают в тень.
Доля теневого сектора
30–50% реального оборота МП. Не все стороны деятельности МП находят отражение в официальной
отчетности (поэтому данные не достоверны). Подавляющая часть использует «двойную» бухгалтерию
МП–участники ВЭД
Среди МП – ЮЛ примерно 50 тыс. участников ВЭД,
в том числе 10 тыс. – экспортная торговля; 40 тыс. –
импортная торговля
Рекомендации по развитию ВЭД МП
– Улучшить взаимодействие государства и малого
бизнеса;
– ввести статистическую отчетность ВЭД отдельно
по МП;
– стимулировать ВЭД (законодательно);
– содействовать новым формам: лизинг, франчайзинг,
Интернет-торговля;
– поддерживать МП (финансово, информационно, административно)
2.4 Роль торгово-промышленных палат (ТПП) в ВЭД
Таблица 4. Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ
Основана
На добровольном союзе предпринимателей, промышленников, представителей других секторов экономики
Статус Негосударственная некоммерческая организация
Правовая основа
Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ», был принят в 1993 г.
Цель
Содействовать развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему
Место в МТП
Принята в Международную торговую палату, участвует в работе Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, Международной организации труда. Организационная
структура
Включает:
• 155 торгово-промышленных палат;
• около 20000 предприятий и организаций – членов палаты;
• 119 союзов, ассоциаций, действующих на федеральном уровне, и около 300 объединений-членов, действующих на региональном уровне; комитеты;
• негосударственный Реестр надежных партнеров ТПП РФ;
• 6 учебных центров и 1 Региональный центр качества;
• Третейский суд при ТПП РФ;
• систему стандартизации ТПП РФ
Вклад в развитие ВЭД
– Учредила 8 смешанных торговых палат: Болгаро-Российскую, Российско-Американскую, Русско-Британскую,
Итало-Российскую, Финско-Российскую, Франко-Российскую, Польско-Российскую и Российско-Арабскую;
– открыла 17 представительств на территории других
стран: Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании,
Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Индии, Италии,
Китая, Латвии, Турции, Финляндии, Чехии, Югославии,
Японии;
– оказывает помощь:
• аналитическую, методологическую, информационную, консультационную и ресурсную палатам на местах;
• в обмене опытом между палатами
Заключение
В условиях плановой системы хозяйства в СССР существовала государственная монополия внешней торговли. Торговля велась государственными внешнеэкономическими объединениями, которые получали плановые задания по импорту и экспорту товаров.
Начало рыночных преобразований, провозглашение курса на открытую экономику привели к либерализации внешнеэкономического регулирования. Государство не определяет теперь объемы экспорта и импорта товаров, но может воздействовать на них экономическими и административными методами.
В условиях открытой экономики государство призвано различными формами и инструментами внешнеэкономического регулирования, внешнеэкономической политики защищать национальные интересы, отечественных производителей, способствовать повышению конкурентоспособности национальной продукции и продвижению ее на внешние рынки.
Основным средством защиты отечественных производителей на внутреннем рынке выступает таможенный тариф — свод прежде всего таможенных импортных пошлин. Величина пошлин устанавливается с учетом состояния экономики и национальных интересов. Однако современный уровень таможенных пошлин невелик (с 2001 г. их уровень около 11%) и не может по абсолютному большинству товаров быть серьезным барьером на пути иностранных товаров. Импортные пошлины в то же время выполняют фискальные функции, будучи источником доходов государственного бюджета. Экспортные пошлины, которые вновь введены в 1999 г., служат исключительно фискальным целям.
Кроме таможенно-тарифной системы, являющейся экономической формой регулирования, используются административные формы, связанные главным образом с нетарифным регулированием. К нему относятся количественные ограничения (квоты), лицензирование, а также сертификация товаров, стандарты, в том числе фармакологические, санитарные, ветеринарные и другие, выполнение которых требуется при поставках товаров в Россию. К нетарифным мерам в мировой практике относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, административные процедуры, которые применяются в России, и др.
В условиях открытой экономики важной задачей государства является поддержка национального экспорта. В зарубежной практике используются такие формы стимулирования экспорта как финансовая поддержка, кредитование экспорта, и страхование экспортных кредитов, информационно-консультационная поддержка и содействие выставочно-ярмарочной деятельности отечественных фирм за рубежом. В России разнообразной системы поддержки экспорта еще не создано. Из принятых в мировой практике форм финансовой поддержки используется практически только возвращение налога на добавленную стоимость при экспорте товара. Созданный государственный Российский экспортно-импортный банк, в силу крайне низкого уровня уставного фонда, не в состоянии быть серьезным кредитором экспорта. По той же причине государственное страховое общество Росэксим Гарант не в состоянии обеспечить страхование больших кредитов, необходимых для продажи на экспорт крупных партий оборудования, в том числе комплектного оборудования.
Информационно-консультационная деятельность государственных организаций не удовлетворяет потребностей экспортеров, особенно малого и среднего бизнеса.
Самой главой задачей государства в современных условиях является поддержка экспортного производства, с тем, чтобы добиться изменения односторонней сырьевой направленности российского экспорта и существенно повысить в нем роль национальной продукции.
Список литературы
Белых В. С. Предпринимательское право России. – М.: Проспект, 2009. — 656 с.
Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. — М.: Экономика, 2007. — 359 с.
Гущин В.В.; Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. — М.: Эксмо, 2005. — 736 с.
Дралин А. И. Внешнеэкономическая деятельность. – Пенза : ПГУ, 2006. – 127 с.
Дралин А. И. Международные экономические отношения. – Пенза: ПГУ, 2006. – 162 с.(СМ.С.44)
Кошелев А.Н. Национальная экономика. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: РАГС, 2005. – 829 с.
Морозова Т.Г., Дурдыев Ю.М., Тихонов В.Ф. Государственное регулирование экономики. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 255 с.
Писарева М.П. Мировая экономика. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
Савченко П. В. Национальная экономика. – М. : Экономисть, 2007. — 864 с.
Хмелев И.Б. Мировая экономика. – М.: ЕАОИ, 2009. – 360 с.
www.gks.ru
Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. — М.: Экономика, 2007. — с. 105
Савченко П. В. Национальная экономика. – М. : Экономисть, 2007. — с.730
Белых В. С. Предпринимательское право России. – М.: Проспект, 2009. — с.457
Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: РАГС, 2005. – с.718
Савченко П. В. Национальная экономика. – М. : Экономисть, 2005. – с.733
Гущин В.В.; Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. — М.: Эксмо, 2005. — с.440
Хмелев И.Б. Мировая экономика. – М.: ЕАОИ, 2009. – с.85
Писарева М.П. Мировая экономика. – М.: Эксмо, 2008. – с.41
Дралин А. И. Внешнеэкономическая деятельность. – Пенза: ПГУ, 2006. – с.17
Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: РАГС, 2005. – с.699
Кошелев А.Н. Национальная экономика. – М.: Эксмо, 2008. – с.125
Гущин В.В.; Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. — М.: Эксмо, 2005. — с.443
www.gks.ru
35
Косвенные
Прямые
Организационно-управленческие (нетарифные) методы
Экономические (тарифные) методы
Институциональные структуры
Механизм
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Международное признание стоимости.
Организация обмена.
Организация международного денежного обращения
Функции ВЭД
1.Белых В. С. Предпринимательское право России. – М.: Проспект, 2009. — 656 с.
2.Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. — М.: Экономика, 2007. — 359 с.
3.Гущин В.В.; Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. — М.: Эксмо, 2005. — 736 с.
4.Дралин А. И. Внешнеэкономическая деятельность. – Пенза : ПГУ, 2006. – 127 с.
5.Дралин А. И. Международные экономические отношения. – Пенза: ПГУ, 2006. – 162 с.(СМ.С.44)
6.Кошелев А.Н. Национальная экономика. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
7.Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: РАГС, 2005. – 829 с.
8.Морозова Т.Г., Дурдыев Ю.М., Тихонов В.Ф. Государственное регулирование экономики. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 255 с.
9.Писарева М.П. Мировая экономика. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
10.Савченко П. В. Национальная экономика. – М. : Экономисть, 2007. — 864 с.
11.Хмелев И.Б. Мировая экономика. – М.: ЕАОИ, 2009. – 360 с.
12.www.gks.ru
Вопрос-ответ:
Что такое внешнеэкономическая деятельность?
Внешнеэкономическая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, основанный на международных экономических отношениях и направленный на импорт и экспорт товаров, услуг и капитала.
Что означает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности?
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - это система мер, принимаемых государством для контроля и регуляции внешнеэкономической деятельности, с целью защиты интересов страны и обеспечения ее экономической безопасности.
Какие функции выполняет внешнеэкономическая деятельность?
Основные функции внешнеэкономической деятельности включают: стимулирование экономического роста, обеспечение доступа к иностранным рынкам, привлечение иностранного капитала, развитие международных торговых отношений, защита национальных интересов и диверсификация экономики.
Какие субъекты внешнеэкономической деятельности существуют в Российской Федерации?
Субъектами внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации являются: Федеральная таможенная служба, Минэкономразвития России, Министерство иностранных дел России, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк Российской Федерации и др.
Какие функции выполняют субъекты внешнеэкономической деятельности в РФ?
Субъекты внешнеэкономической деятельности в РФ выполняют такие функции, как: контроль таможенного процесса, разработка и реализация внешнеторговой политики, выработка правил и нормативов в сфере ВЭД, защита интересов компаний на внешних рынках, содействие привлечению иностранного капитала и расширению внешнеэкономических связей.
Какие основные понятия государственного регулирования внешнеэкономической деятельности существуют?
Основными понятиями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются понятие внешнеэкономической деятельности, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и ВЭД как вида предпринимательской деятельности.
Какие функции выполняют субъекты внешнеэкономической деятельности в РФ?
Субъекты внешнеэкономической деятельности в РФ выполняют функции государственного регулирования и управления ВЭД. Эти функции включают в себя контроль за ввозом и вывозом товаров, осуществление таможенного контроля, выдачу разрешений на ввоз и вывоз определенных товаров, установление таможенных пошлин и тарифов, предоставление льгот и субсидий, а также разработку и реализацию мер по стимулированию внешнеэкономической деятельности.
Какие основные элементы внешнеэкономической деятельности существуют в РФ?
Основными элементами внешнеэкономической деятельности в РФ являются импорт, экспорт, транзит и таможенный режим. Импорт означает ввоз товаров на территорию РФ, экспорт - вывоз товаров за пределы РФ, транзит - перемещение товаров через территорию РФ без потребности в выпуске их на внутренний рынок, а таможенный режим - особый статус, который предоставляется товарам при их перемещении через таможенную границу РФ.