Особенности сочинений-описаний, создаваемых учащимися 4 (3) класса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 26 26 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 11.12.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Теоретическая часть
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Начните с предложения…
На доске.
Мороз заколдовал деревья.
       Как закончить сочинение?
       Какая картина получилась у художника?
       Составьте об этом предложение. Какое оно по интонации?
IV. Самостоятельная работа. (Написание черновика сочинения)
       Редактирование. Проверка.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Переписать отредактированное сочинение в тетрадь по развитию речи, можно оформить на отдельных листах с рисунками, иллюстрациями. Можно использовать эпиграф.
VII. Оценка работы учащихся на уроке.

Анализ результатов
Порядок анализа результатов был тот же, что и в констатирующем эксперименте. Анализ работ учеников проводился с целью выявления уровня развития наиболее важных названных выше речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям (но с установлением требований более высокого уровня по сравнению с констатирующим этапом, например, приемлемым уровнем считалось употребление 8 и более прилагательных):
высокий показатель развития речевых умений и навыков (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
средний показатель развития речевых умений и навыков (речевое умение сформировано удовлетворительно).;
низкий показатель развития речевых умений и навыков (речевое умение находится ниже удовлетворительного уровня);
Общее количество всех работ (20) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения (из четырёх названных) отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу 2.

Таблица 2
Результаты констатирующего эксперимента.



Уровни развития умений Умение строить описание Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения Умение использовать прилагательные в описательном тексте
Высокий

80%

80%
85%
75%
Средний

15%
15%
15%
15%
Низкий

5%
5%
0%
10%
Подсчитано среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении – 9-10. Минимальное количество прилагательных в сочинении -5, максимальное - 15.
Результаты анализа уровня развития речевых умений показали следующее:
умеют последовательно и связно описывать 80 % класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении – тоже 80 %, отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 85 %, использовать прилагательные в описательном тексте - 75 %.
у 15% учащихся данные умения сформированы частично. Низкий уровень показывают всего 5-10 % (1-2 человека).
по-прежнему проблемным остаётся умение использовать прилагательные в описательном тексте.
Контрольный эксперимент

Задачей контрольного эксперимента является проверка рабочей гипотезы и результатов формирующего эксперимента. Для контрольного эксперимента был выбран несколько иной приём. Во-первых, сочинение-описание здесь было совмещено с сочинением-письмом, так как учащиеся третьего класса уже должны уметь выполнять такого рода работы (25, с.88; 26, с.166). Во-вторых, для «чистоты эксперимента» данный этап был реализован в виде домашнего задания. Были предложены те же темы, что и на предыдущем этапе.

Анализ результатов
Порядок анализа и критерий оценки результатов был тот же, что и в формирующем эксперименте. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям :
высокий показатель развития речевых умений и навыков (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
средний показатель развития речевых умений и навыков (речевое умение сформировано удовлетворительно).;
низкий показатель развития речевых умений и навыков (речевое умение находится ниже удовлетворительного уровня);
Общее количество всех работ (20) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения (из четырёх названных) отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу 3.





Таблица 3
Результаты констатирующего эксперимента.



Уровни развития умений Умение строить описание Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения Умение использовать прилагательные в описательном тексте
Высокий

85%

85%
90%
80%
Средний

15%
15%
10%
20%
Низкий

0%
0%
0%
0%
Подсчитано среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении – 12. Минимальное количество прилагательных в сочинении - 8, максимальное - 14.
Результаты анализа уровня развития речевых умений показали следующее:
умеют последовательно и связно описывать - 85 % класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении – тоже 85 %, отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 90 %, использовать прилагательные в описательном тексте - 80 %.
у 10-20% учащихся различные умения сформированы частично. Отстаёт немного умение использовать прилагательные в описательном тексте, но низкого уровня не показывает никто из учащихся.
Заключение

Основные выводы по работе:
1.Важным методом и приёмом реализации интегрированного подхода на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и использование различных средств искусства при работе над сочинениями-описаниями.
2.Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился.
Констатирующий эксперимент показал, что умеют последовательно и связно описывать 60 % класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении – 55 %, отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 45 %, использовать прилагательные в описательном тексте - всего 35 %. Самый худший показатель по итогам этого этапа дало умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения - у 40% класса.
После проведения формирующего эксперимента выяснилось, что умеют последовательно и связно описывать 80 % класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении – тоже 80 %, отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 85 %, использовать прилагательные в описательном тексте - 75 %. Низкий уровень имеет единичные случаи.
Контрольный этап показал отсутствие низкого уровня: умеют последовательно и связно описывать 85 % класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении – тоже 85 %, отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 90 %, использовать прилагательные в описательном тексте - 80 %. Наибольшую трудность у учащихся третьего класса вызывает использование прилагательных в описании. Из всех умений самые худшие результаты на всех этапах по данному умению.
Список использованной литературы

Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1989.
Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. М., 1970.
Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.,1978.
Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.- 279 с.
Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа, 1997, №1 – С.18-24
Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991 – С.25-27
Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.- 320 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. www.psylib.ua
Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа 1995, №1 – С.30-34
Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа, 1995, № 11 – С.21-24
Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л.: 1987 – 196 с.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. /Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. СПб, 1998 - 400 с.
Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2003 – 360 с.
Олпорт Г. Становление: основные положения психологии личности. www.psylib.ua
Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и А.В. Запорожца. М.: «Педагогика», 1995 – 448 с.
Психология детства /под ред. А. А. Реана. М.:НОРМА, 2002 – 228 с.
Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2001 – 256 с.
Радугин А. А. Педагогика. М.; Центр, 2001 – 293 с.
Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и воспитании младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1984.
Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2001. - 224 с
Система эстетического воспитания школьников. Под ред. Герасимова С.А. М., 1983.
Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинения-описания. М.: Грамотей, 2006 – 400 с.
Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинения-повествования. М.: Грамотей, 2006 – 400 с.
Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинения-рассуждения. М.: Грамотей, 2006 – 400 с.
Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). М., 1990.
Шклярова Т.В. Русский язык. Учимся в школе и дома. 3 класс Учебник для начальной школы. М.: Грамотей, 2006 – 400 с.
Шклярова Т.В. Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс Учебник для начальной школы. М.: Грамотей, 2006 – 400 с.
Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. СПб: 1998. – 328 с.











3

1.Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1989.
2.Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. М., 1970.
3.Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.,1978.
4. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.- 279 с.
5. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа, 1997, №1 – С.18-24
6. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991 – С.25-27
7.Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.- 320 с.
8.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. www.psylib.ua
9. Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа 1995, №1 – С.30-34
10. Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа, 1995, № 11 – С.21-24
11.Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л.: 1987 – 196 с.
12. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. /Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. СПб, 1998 - 400 с.
13.Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.
14.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2003 – 360 с.
15.Олпорт Г. Становление: основные положения психологии личности. www.psylib.ua
16.Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и А.В. Запорожца. М.: «Педагогика», 1995 – 448 с.
17.Психология детства /под ред. А. А. Реана. М.:НОРМА, 2002 – 228 с.
18.Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2001 – 256 с.
19.Радугин А. А. Педагогика. М.; Центр, 2001 – 293 с.
20.Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и воспитании младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1984.
21.Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.
22.Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2001. - 224 с
23.Система эстетического воспитания школьников. Под ред. Герасимова С.А. М., 1983.
24.Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинения-описания. М.: Грамотей, 2006 – 400 с.
25.Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинения-повествования. М.: Грамотей, 2006 – 400 с.
26.Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинения-рассуждения. М.: Грамотей, 2006 – 400 с.
27.Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). М., 1990.
28.Шклярова Т.В. Русский язык. Учимся в школе и дома. 3 класс Учебник для начальной школы. М.: Грамотей, 2006 – 400 с.
29.Шклярова Т.В. Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс Учебник для начальной школы. М.: Грамотей, 2006 – 400 с.
30.Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. СПб: 1998. – 328 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют сочинения описания, создаваемые учащимися 3-4 классов?

Сочинения описания, создаваемые учащимися 3-4 классов, обычно характеризуются простым и понятным языком, описанием известных предметов или явлений, использованием простого предложения и выражением индивидуального восприятия автора.

В чём заключается констатирующий эксперимент в создании сочинений описания для учащихся 3-4 классов?

Констатирующий эксперимент в создании сочинений описания для учащихся 3-4 классов заключается в изучении уже написанных работ, выявлении особенностей и проблем, чтобы определить, какие навыки нужно развивать и улучшать.

Какие особенности можно выделить в формирующем эксперименте по написанию сочинений описания для учащихся 3-4 классов?

В формирующем эксперименте по написанию сочинений описания для учащихся 3-4 классов основное внимание уделяется развитию навыков описания, уточнению и расширению лексико-грамматического аппарата, практике выражения своего мнения и умению использовать описательные приёмы.

Чем отличается контрольный эксперимент от констатирующего и формирующего в написании сочинений описания для учащихся 3-4 классов?

Контрольный эксперимент в написании сочинений описания для учащихся 3-4 классов предназначен для проверки усвоения навыков и знаний, полученных в результате констатирующего и формирующего экспериментов. Он позволяет оценить, насколько эффективно ученики усвоили материал и способны применять его в практике.

Каким образом можно закончить сочинение описания, созданное учениками 3-4 классов?

Сочинение описания, созданное учениками 3-4 классов, можно закончить, подводя итоги описанной ситуации, формулируя свои впечатления, выражая своё отношение к описываемому объекту или явлению. Также можно открыть новую тему для размышлений или оставить вопрос, чтобы привлечь внимание читателя.

Как можно составить предложение о картинах, которые были созданы художником?

Художник создал картины, изображающие прекрасные пейзажи снятые зимой. На этих картинах запечатлены деревья, покрытые морозом, создавая впечатление волшебного замерзшего мира.

Какие особенности имеют сочинения описаний, создаваемые учащимися 3-4 классов?

Особенности сочинений описаний, создаваемых учащимися 3-4 классов, заключаются в простоте и лаконичности изложения информации. Ученики обычно используют простые конструкции предложений, основываясь на своих впечатлениях и наблюдениях. Они описывают предметы или события с использованием конкретных деталей и описательных прилагательных.