Принципы российского бизнеса
- Установки бизнес-деятельности в России. Их этическая специфика
- Важнейшие черты менеджмента
- Анализ принципов ведения бизнеса в России
За последние два десятилетия в России сформировалась специфическая бизнес-культура. В связи с кризисными явлениями, такими как низкий уровень жизни, высокая социальная напряженность, безработица рыночная экономика охватила все сферы жизни человека, включая социальную. Сформировалась культура ведения бизнеса, как новое явление постсоветского периода. Появилось новое поколение молодых людей, впитавших нормы и ценности рынка. Эта бизнес-культура, на сегодняшний день, значительно повлияла на общественную жизнь и взаимоотношений людей. Во многом определила характер моральных норм для людей. Появились новые принципы этики делового бизнес-сообщества, которые продолжают формироваться в современных российских условиях. Новая бизнес-культура продвигает новые морально-этические нормы поведения в обществе, которые иногда противоречат традиционно устоявшимся культурным коммуникациям.
Установки бизнес-деятельности в России. Их этическая специфика
Этика бизнес-процессов в России является принципиально новой областью научного менеджмента. Морально-этические установки современного российского бизнеса теоретически можно разделить на два деятельностных подхода:
Первый подход связан с несоблюдением законов как таковых. Закон рассматривается как препятствие к осуществлению своих бизнес-процессов. В деловой среде игнорирование законных норм служит один из способов для повышения статуса бизнесмена в глазах его окружения, делает его более свободным и всесильным. Понятие «деловая репутация» и «положительный имидж» не работают в бизнес-сообществе этого типа. Отношение к государственной структуре,скорее потребительское и противодействующее.
Второй подход бизнес-сообщества напротив, связан потребностью в поддержке государственных органов и общества в целом. При этом подходе могут развиваться множество видов частного бизнеса в гуманитарной и социальной сферах. Закон, при этом подходе, рассматривается как помощь в продвижении для бизнеса. В бизнес-сообществе очень важны морально-этические понятия, уважение других национальных культур, человек рассматривается как ценность. Понятия «деловая репутация» и «положительный имидж» очень важны бизнес-сообществе такого типа.
Тем не менее, по мнению исследователей, в обоих подходах отсутствует идеология в организации. Вследствие этого, ценностные установки на разных ступенях карьерной лестницы различаются и неизбежно происходят столкновения разнонаправленных интересов, что представляет собой состояние конфликта.
Сущность делового контакта в современном российском бизнес-сообществе не принимается всерьёз. Деловой контакт отражает принципы взаимодействия с руководством и носит формальный характер. Это специфическая особенность современных компаний.
Важнейшие черты менеджмента
В конце девяностых годов прошлого столетия кризис дал толчок для развития частного бизнеса в России. Положительными чертами явился уровень образования и профессиональной подготовки отечественного менеджера, то есть, управленца. На сегодняшний день, представления о менеджменте прошлого периода претерпели изменения. Сейчас его преимуществами считаются:
- предрасположенность к творчеству и желание обучаться;
- критичное отношение к себе;
- желание достигать высот, необходимых личности;
- предрасположенность к бескорыстности;
- рискованность.
Россия многонациональная страна и бизнес-проектам присущ региональный подход к изучению особенностей. Каждому региону присущи свои особенности ведения бизнеса. Для перспективного ведения бизнеса в специфических регионах, менеджеру необходим ряд навыков с учетом местного менталитета.
Ученые, работающие в сфере изучения российского менеджмента выделяют следующие аспекты:
- деятельность областных администраций при развитии управленческих установок компании;
- регулирование деятельности возможно не всегда в правовом поле;
- влияние неофициальных взаимоотношений на перспективы бизнеса;
- использование силовых технологий в управлении;
- разнообразие работы и значительное стремление к риску;
- низкий уровень тщательности труда работников;
- стремление личности совершать глобальные творческое проекты;
- равноправие и стремление к сохранению благоприятного психологического климата;
- карьерная лестница не является целью;
- стремление «держаться друг за друга» в бизнесе, создание клановой политики.
Анализ принципов ведения бизнеса в России
Проанализировав эмпирическим путем специфику отношения к ведению бизнеса среди российских предпринимателей, исследователи выделяют ряд качественных характеристик:
- Более пятидесяти процентов бизнесменов в России считают, что своё дело помогает достичь конкретных целей и ни от кого не зависеть.
- Сорок процентов считают, что профессионализм порождает ответственность за свои действия;
- Остальным достаточно приобретения новых знаний умений навыков (ЗУН). Их не мотивируют возможности быть предпринимателем и развивать собственный бизнес в России.
Анализируя деятельность российского бизнеса, социологические данные показывают, что преобладают собственнические потребительские ценности, далее, по шкале градации идут забота о своем здоровье, далее забота о достойном образовании для своих детей. «Жизненный успех» заключается в семейном благополучии при хорошем материальном обеспечении, с возможностью реализовать себя в любимом деле.
Проанализировав принципы, по которым определяются жизненные ценности, главные перспективы для развития личности, ориентированной на бизнес-процессы в России:
- реализация принципов полезности;
- независимость и самостоятельность;
- реализация принципов успешности.
В российском бизнесе важная роль принадлежит сотрудникам компании. Предприниматели считают, что «кадры решают всё». Это понятие берет свои истоки из Советского прошлого. Российские предприниматели склонны к развитию личностного роста и повышения квалификации сотрудников своей компании. Также российские предприниматели склонны к межличностной справедливости при разрешении конфликтных ситуаций, вытекших из столкновения разнонаправленных интересов между сотрудниками, стоящими на разных ступенях карьерной лестницы. При поиске рычагов мотивации своих сотрудников российские бизнесмены придерживаются непопулярных, среди заокеанских коллег, методов.
Менеджмент на Российском пространстве представляет собой симбиоз отечественного и иностранного опыта, прошедший через глобализированный процесс. Особую роль в нем занимает историческая специфика и культурные особенности разных народов.